Найти тему

Инженерные войска РККА в Великой Отечественной войне

Инженерные войска в современной войне играют огромнейшую роль, с чем едва ли кто-то захочет спорить. И рассказывать об их работе можно много и долго, но нет смысла, ибо и так все знают.

А вот с чем проблема точно возникает, так это разобраться в разнообразии различных частей и соединений.

Поэтому я и решил посвятить отдельный материал составу инженерных войск РККА в Великой Отечественной. Самому интересно, думаю, и многим из читателей тоже.

Давайте начнём с даты, которая, конечно, интересна всегда — 22-е июня 1941 года.

На тот момент, большая часть инженерных войск была представлена в виде корпусных, дивизионных и полковых частей и подразделений.

-2

Отдельный сапёрный батальон стрелкового корпуса (901 человек) состоял из трёх сапёрных рот четырёх-взводного состава, технической роты и лёгкого понтонного парка НЛП. В технической роте имелись два плуга-окопокопателя, две буромоторные машины, лесопильная рама, два лесообрабатывающих станка, компрессор, водолазная станция, две электростанции 3 кВт. Такой батальон был положен каждому корпусу, но сколько их было я не нашёл. К сожалению, в боевом расписании РККА эти батальоны не указаны, а проверять все я не сподобился.

Отдельный моторизованный инженерный батальон механизированного корпуса (664 человека) состоял из трёх инженерных и дорожной роты, технического взвода.

Отдельный сапёрный батальон стрелковой дивизии (521 человек) состоял из трёх сапёрных рот трёхвзводного состава, взвода прибора «Блок» (установка радиомин и электрозаграждений), технического взвода и переправочного парка ПА-3.

В горнострелковой дивизии сапёрный батальон (455 человек) состоял из двух сапёрных и парковой рот, плюс технический взвод.

В танковой дивизии был моторизованный понтонно-мостовой батальон (521 человек) с парком Н2П, в составе двух мостовых, трёх понтонных, технической и парковой рот.

В моторизованной дивизии был лёгкий инженерный батальон (402 человека) в составе сапёрной (двухвзводного состава) и технической (электротехнический и парковый взводы с парком НЛП) рот, взвода ПВО.

В кавалерийской дивизии был сапёрный эскадрон (136 человек) с лёгким парком НЛП.

В артиллерийской бригаде ПТО был минно-сапёрный батальон из двух сапёрных рот и парковой роты минирования и заграждений.

В стрелковом полку имелась сапёрная рота двухвзводного состава — 85 человек.

Кроме войсковых имелись части РГК:

  • 18 инженерных полков, в составе инженерного и технического батальонов. Технический батальон включал электротехническую, гидротехническую, маскировочную и электрозаградительную роты. Численность личного состава везде указана в 1000 человек. В полку один понтонный парк Н2П и один НЛП;
  • 16 понтонно-мостовых полков двухбатальонного состава. В батальоне 832 человека. В полку 2 парка Н2П.

Кроме этого имелось 8 сапёрных, 2 моторизованных инженерных, 8 инженерных и 2 понтонно-мостовых отдельных батальона.

Отдельные инженерные батальоны имели в своём составе две инженерных, минно-заградительную, дорожную и мостовую роты с парком НЛП. Моторизованные инженерные батальоны имели три инженерных и дорожную роты, парковый и технический взводы. Понтонно-мостовые батальоны в составе трёх понтонных, мостовой (иногда называлась парковой) и технической рот.

-3

Всего, если верить советской статистике, к началу войны в инженерных войсках насчитывалось в общей сложности 242 инженерных, сапёрных и понтонно-мостовых батальона.

-4

После начала войны, как в других родах войск, начались организационные изменения. Полки делились на батальоны, было сформировано за первые шесть месяцев войны около трёх сотен батальонов различного типа. Но и погибло много частей.

Инженерные подразделения в частях и соединениях сокращались по составу, но зато росло количество частей РГК. Изначально это были отдельные батальоны, но затем их стали объединять в бригады.

Рассказать про все батальоны инженерных войск — задача не подъёмная в рамках статьи. Один только перечень типов, думаю, внушит уважение.

Всего в ходе войны, в составе соединений и отдельные, в РККА формировались следующие батальоны: сапёрные, инженерные, моторизованные инженерные, инженерно-сапёрные, штурмовые инженерно-сапёрные, моторизованные штурмовые инженерно-сапёрные, инженерно-минные, минно-сапёрные, горные минно-инженерные, минёров, спецминирования, миноискателей, понтонно-мостовые, моторизованные понтонно-мостовые, мостовые, инженерных заграждений, электрозаграждений, электротехнические, разграждений.

Подробное изучение всех типов этих частей интересно только большим любителям, мы же давайте сосредоточимся на бригадах инженерных войск, коих тоже было немало.

Первые бригады, хоть и именовались сапёрными, но были ближе к строительным войскам. Ибо даже не весь состав имел оружие, а задача была одна — строить укрепления и заграждения. Эти бригады стали формировать с 13-го октября 1941 года для 9 сапёрных армий.

Бригады были несколько странноватого состава — аж 19 сапёрных батальонов (из которых 2 учебных), автотранспортный батальон и отряд механизации. В сапёрном батальоне три роты по четыре взвода — всего 497 человек, в автотранспортном батальоне — автомобильная и тракторные роты (всего 391 человек), в отряде механизации четыре взвода — дорожный, мостовой, позиционных работ и лесозаготовительный (всего 102 человека). Есть упоминание о штатной численности бригады в 9979 человек, но не совсем понятно, что входит в это число. Всего в составе девяти 9 армий сформирован 571 батальон. Самой последней была сформирована 1-я армия, в которой было 10 бригад по 8 батальонов.

Армии были расформированы в 1942 году и послужили основной для формирования соединений уже полноценных инженерных войск.

-6

В 1942 году началось формирование инженерных бригад специального назначения для каждого из фронтов, всего их сформировали в том году 14. В составе бригады 6 батальонов инженерных заграждений (2 роты минных заграждений и рота специальной техники в каждом), 2 электротехнических батальона (по 3 роты в 4 взвода), прожекторный батальон, отряд электрификации, рота специального назначения, энергопоезд. Общая численность бригады составляла 3097 человек.

В октябре 1942 года в каждой бригаде один батальон инженерных заграждений был переформирован в батальон спецминирования численностью 394 человека. А в конце 1942 года все бригады переведены на новый штат, по которому было: 3 батальона инженерных заграждений, электротехнический батальон и рота спецминирования. Всего 1424 человека личного состава.

Для армий было сформировано осенью и зимой 1942 года 16 инженерно-минных (по 7 батальонов в каждой, всего — 2903 человека) и 5 горных инженерно-минных бригад (по 5 батальонов в каждой, всего — 2344 человека) бригад.

В августе 1942 года сформирована 1-я (единственная) гвардейская бригада минёров из 5 батальонов. В батальоне минёров было 427 человек, всего в бригаде 2281 человек..

До конца 1942 года часть отдельных инженерных батальонов были объединены в инженерно-сапёрные бригады по 5 батальонов в каждой. К лету 1943 года все существовавшие инженерно-минные бригады были переформированы в инженерно-сапёрные (по 4 батальона). А к лету 1944 года почти все общевойсковые армии получили собственную инженерно-сапёрную бригаду (всего 55 бригад сформировано) в составе 4 батальонов, лёгкого переправочного парка и рот — управления и моторизованной инженерно-разведывательной.

-8

Для танковых армий были сформированы моторизованные инженерные бригады — 2 инженерных моторизованных и 1 понтонно-мостовой батальоны. Общая численность бригады составляла 1180 человек

Все существовавшие инженерные бригады спецназа переформировали в моторизованные инженерные бригады в составе 3 моторизованных инженерных батальонов, батальона электрических заграждений и рот — управления и специального минирования. Общая численность бригады составляла 1465 человек.

Штурмовые инженерно-сапёрные бригады формировались с 1943 года. В их состав входили 5 штурмовых сапёрных батальонов, роты — управления, моторизованная инженерно-разведывательная и собак-миноискателей, лёгкий переправочный парк. Некоторым бригадам придавались инженерные и огнемётные танковые полки. Инженерно-танковый полк имел 3 танковые роты (по 7 танков Т-34 и 6 тралов ПТ-3), роту обеспечения и 3 взвода - управления, автоматчиков и сапёров-разведчиков, численность личного состава — 279 человек. В огнемётном танковом полку было 10 огнемётных танков ОТ-34 и 3 линейных Т-34, всего 233 человека личного состава.

В мае 1944 года в состав этих штурмовых бригад ввели батальоны ранцевых огнемётов (по 2 роты, всего 240 огнемётов). Всего сформировали 14 бригад.

В 1944 году было сформировано ещё и 5 моторизованных инженерных штурмовых бригад РВГК, по структуре не отличавшихся.

По своему назначению штурмовые бригады были промежуточными между инженерными войсками и пехотой, поскольку должны были не только заниматься инженерным обеспечением штурма укреплённых позиций, но самостоятельно штурмовать.

-9

Понтонно-мостовых бригад сформировали с осени 1942 года 11, но при этом большинство батальонов оставались отдельными, имелись и полки. В составе бригады было четыре моторизованных понтонно-мостовых батальона по 423 человека в каждом. Три батальона с парком Н2П или ТМП, и один с парком ДМП. Всего в бригаде 1 813 человек. В 1943 году в батальоне стало 396 человек, а численность всей бригады составила 1 699 человек личного состава.

С сентября 1943 года штатная численность понтонно-мостового батальона была увеличена до 479 человек и общая численность бригады выросла до 2 031 человека. В некоторые бригады были включены отряды подводных работ и батальоны автомобилей-амфибий.

-10

Всего за годы войны было создано 121 инженерная и сапёрная бригада всех типов и 11 понтонно-мостовых бригад. Но, конечно, реально на фронте было меньше даже в самый пик развития РККА.

Так, на 1-е июля 1944 года в Действующей армии была 81 инженерная бригада разных типов и 39 различных отдельных инженерных батальонов, понтонно-мостовые же войска были представлены 9 бригадами, 5 полками и 40 отдельными батальонами.

Думаю, на этом обзор можно завершать. Рекомендую в продолжении темы мою статью:

Сапёрные армии — самые необычные войска РККА