Разумеется, в относительном плане. Ибо в абсолютном ни одно из человеческих дел или свойств для Бога, разумеется, не может быть совершенством.
Итак – что? Вы можете предположить?
Может быть, совершенная вера, способная творить чудеса? Или абсолютная преданность и всегдашняя готовность следовать воле Божией? Или мученичество?
Впрочем, мы чуть ушли в сторону. Вопрос надо было бы сформулировать по другому: что для Бога является одним из высших человеческих «исправлений»?
И здесь, разумеется, мы не можем пройти мимо покаяния, без которого невозможно никакое исправление.
Однако же в одном из поучений на эту тему одного из оптинских старцев – преподобного Макария Оптинского – мы находим интересный ракурс поставленной проблемы:
«Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: им и грехи очищаются, и от страстей избавляются».
Вот что, оказывается, является высшим человеческим «исправлением».
Мы можем подумать: странно, что совсем при этом не упоминается покаяние. Думается, что оно все-таки подразумевается – ведь без него по определению невозможно ни очиститься от грехов, ни от страстей избавиться.
Что ж – давайте присмотримся к сути.
Итак, высшее человеческое исправление…
Задумаемся: нужно не просто терпеть болезнь. Терпение болезни еще само по себе не является добродетелью. Просто потому, что любой человек, пораженный болезнью, вынужден ее терпеть по определению.
Он при этом может возмущаться, негодовать или наоборот – малодушно упадать духом и жаловаться, но терпеть болезнь все равно придется. А куда денешься?
Терпеть болезнь нужно именно с благодарением…
Да – вот это и есть настоящая добродетель. И не просто добродетель сама по себе. Это добродетель, которая:
- очищает грехи;
- избавляет от страстей.
И в этом достойна удивления сила этой добродетели.
Ведь, исправление как таковое именно это и подразумевает – очиститься от грехов и избавиться от страстей.
И одно это делание – терпение болезни с благодарением – это делает.
Но отчего в этой добродетели такая сила?
Да именно оттого, что человек благодарит Бога не только за радости, но и за печали, понимая, что и они направлены ему во благо, с полным соответствием с поучением св. апостола Павла:
«За все благодарите…» 1 Фес. 5.18.
Здесь должен проявиться действительно глубокий духовный взгляд человека.
Ведь многие болезни, как это видно из истории многострадального Иова, приходят кознями и стараниями лукавого. Но только проницательный и глубокий человеческий взгляд сможет разглядеть за ними направляющую руку Всевышнего.
А эту глубину и дает только благодарность – и ни что иное.
Вот почему эта добродетель так высоко ценится в глазах Божьих и является высшим человеческим исправлением.
Вот что по этому поводу пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий):
О, как нужно нам быть благодарными! О, как надо благодарить за все, за все: и за доброе, и за злое, и за радости, и за печали, и за страдания и испытания благодарить Бога, Который ведет нас по пути спасения не только путем радости, но и прежде всего и больше всего путем страданий. Да даст Господь всем вам в преизбытке благодать Духа Святого Своего и да вселит в сердца ваши кроткую, детскую благодарность Ему за Кровь Спасителя нашего. Аминь.
Видите, святитель даже сформулировал эту благодарность в виде молитвы – настолько она велика и духоносна.
Обратили внимание на новый эпитет, употребленный св. Лукой – «детская благодарность»?
Это еще одно свойство этого высшего человеческого «исправления».
Детская благодарность всегда кротка и безусловна, ибо идет от чистого сердца.
Но то, что дается чистым детям по определению, для взрослого человека – есть плод его долгих и напряженных усилий.
Что ж будем помнить об этом и постараемся встретить неизбежную очередную болезнь именно с этим чувством и настроем – благодарением.