Найти тему
Пути истории

Четвётая часть разбора сериала "Рим"

#историявмассовойкультуре

Здравствуйте, дамы и господа, мы продолжаем разбирать сериал “Рим”. Пойдем дальше по ошибкам сериала “Рим”.

Помните, в прошлом посте я мог вас заинтриговать ошибкой, связанной с именем Октавиана? Так вот, пришло время объяснить, что это за ошибка. Весь сериал будущего императора Рима величают Октавианом, но тут такое дело: Октавианом он стал после смерти Цезаря. С рождения он был Гаем Октавием Фурионом. Так вот, по завещанию Гая Юлия Цезаря, Гай Октавий усынавлялся и назначался наследником. Институт усыновления в Древнем Риме был вообще на редкость интересной и сложной штукой. О нём стоит рассказать как-нибудь отдельно. Но если вкратце, в Риме в порядке вещей было усыновлять уже достаточно взрослых людей. Многие знатные дома специально усыновляли уже достаточно взрослых представителей других знатных домов, для сохранения своего рода. Ведь усынавлённый ребёнок полностью приравнивался в правах к родным детям, и уже его дети считались носителями крови и имени рода в который принимался усыновляемый, там есть свои тонкости, но сейчас это не важно. Так, чтобы вас не запутать, я, пожалуй, дальше не пойду, а вернусь к Октавию. Октавий после усыновления стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом. При усыновлении ребёнок сохранял своё личное имя(Гай), дальше получал имя рода и ветви рода усыновителя(Юлий Цезарь), а к имени своего рода по крови добавлялся суффикс АН, чтобы показать, что человек усыновлен. Именно так Октавий стал Октавианом, и вообще после усыновления, кратко к нему обращались не как к Октавиану, а как к Цезарю. В первую очередь он себя позиционировал, как Цезарь, а не Октавиан. Но в любом случае, весь первый сезон к нему не могли обращаться как к Октавиану, так как он им ещё не был. 

А вообще, кстати, с именами в сериале полно проблем. Особенно с женскими. Например, в сериале обращаются к женщинам: “Атия из рода Юлиев”, “Сервилия из рода Юниев”. Есть одна маленькая проблема, Атия не из рода Юлиев, а Сервилия не из рода Юниев. Они из рода Атиев и рода Сервилиев. И да, их имена совпадают с именем рода, первым дочерям давали имя рода, вторую могли назвать именем рода и добавить младшая, а дальше дочерям давали имя рода в женском варианте и рядом числительное. И конечно, никакого имени рода им дальше не добавляли, у женщин было только собственное имя. Положение женщин в Древнем Риме было очень интересным и неоднозначным. Эта тема заслуживает отдельного поста. И да, если Атия -  племянница Цезаря, дочь его сестры, - и её можно как-то приплести к “из рода Юлиев” (хотя тут есть нюансы, ведь она всё-таки по крови уже из рода Атиев, это её мать по крови была из рода Юлиев), то с Сервилией всё сложнее. Отец Сервилии - Квинт Сервилий Цепион Младший. Аа, если перекидывать мостик к циклам о Риме, то это сын виновника Араузиона и важный герой цикла о Союзнической войне. А сама Сервилия была замужем за двумя представителями обширного рода Юниев, но дело в том, что она всё равно оставалась из рода Сервилиев Цепионов, так как она была женой Юниев, но никак не представительницей их рода по крови. Если ты не усыновлен, то в Риме твой род определяется по крови родного отца. 

И вообще, в сериале с именами не знатных личностей большая проблема, особенно с женскими. Вот например, жену Луция Ворена зовут Ниоба, но проблема в том, что это греческое имя, да, в Риме преклонялись перед  Грецией, но не настолько, чтобы нарушать пантеон своих римских имен, да и потом Ниоба - женщина, никто бы не стал заморачиваться с именем для неё. Вы скажете: “А может она гречанка?” Вероятность нулевая, Ворен римлянин от мозга до костей, и чтобы такой человек взял в жёны гречанку - не смешите меня. Да и вообще с многими именами проблема. Думаю, с именами закончили. Нет, надо упомянуть, что Помпей, когда бежал, представлялся торговцем-римлянином, но почему-то с греческим именем Эней и вообще не понятно откуда взявшийся и отчего образованной фамилией Мела. Что, конечно, вызвало бы подозрение у первого встречного. Но вот Ворен с Пулло здесь выставлены такими дураками, что только по внешности Тит вспоминает Помпея. 

Кстати, давайте сразу же добьём старичка Помпея. После сражения при Фарсале, Помпей бежит в Египет с женой и детьми. Во-первых, их даже не должно было здесь быть, жена и младший сын еще в 49 году до н.э были отправлены на остров Лесбос. А дочка была со своим мужем, где точно сложно сказать,но где-то со своим мужем. Вы скажете: “Стоп, ну это же девочка лет 8-10, какой муж”. Да, и это тоже ошибка Помпее на момент бегства отца было 22 года и она была замужем за… И тут отсылка для тех, кто читает мои циклы о Древнем Риме. Давайте так: я скажу имя мужа Помпеи, а кто это я жду в комментариях от вас. Так вот, Помпея была замужем за Фавстом Корнелием Суллой. И с возрастом сына тоже есть проблема, на момент бегства Сексту Помпею(фото 1) было 20 лет, и он еще попьет крови у врагов отца, и будет фактически последним оплотом сопротивления Октавиану Августу и Антонию.

Фото 1
Фото 1

Поехали дальше по ошибкам, пришло время поговорить о Римском гражданстве в сериале. С этим дела вообще “фигово”. Во-первых, Ворен всё время, когда они с Пуллой во что-то вляпываются, повторяет: “нас распнут на кресте”. И это ошибка, римлян было запрещено распинать, какие  преступления они не совершили бы. У римлян это была позорная смерть, и что бы не совершил римлянин, распять его было нельзя. Распинали только рабов и чужеземцев. И вообще, римляне старались как можно меньше казнить сограждан, за исключением проскрипций и сенатских чрезвычайных декретов. Да и способы казни были более быстрые, в основном отрубание головы или сбрасывание с Тарпейской скалы. Редко могли отправить к гладиаторам, как Тита Пулло. Ну и за особые преступления применялись особые виды казни, например за нарушение девственности весталки. Весталки - главные жрицы Рима, хранители веры. Набирались с юности, обязательно девственницы, 30 лет службы, а потом отпускали. Они проводили обряды, почитались римлянами, как дочери Рима, их взгляд мог подарить свободу осужденному на смерть. А когда на Рим наваливались беды, то виноваты были весталки, видите ли, одна из них с кем-то переспала и поэтому боги разгневались на Рим. И тогда обвинённой весталке давали небольшой запас воды и еды и заживо закапывали. Ведь убивать весталку нельзя, а так вроде не убийство, ну а гражданина, который, так сказать, посягнул на честь дочери Рима, казнили, но опять же отрубанием головы, и вообще за всю историю Рима весталок и их любовников казнили всего около 10 раз. Хотя судов было намного больше, например, под обвинения за сношение с весталкой попал даже Марк Лициний Красс, но он избежал наказания. Короче, не распяли бы ни Ворена, ни Пулло, максимум бы голову отрубили. 

 

Другой вопрос с рабством. В сериале в рабство забирают детей Луция Ворена. Но ошибка не в этом. Конечно, римлянина или римлянинку могут захватить в рабство. И тогда они должны были бы совершить одно простое действие, а точнее произнести одну простую фразу: “Я - Римский гражданин”. Да, конечно, не факт, что хозяин не рискнул бы всё равно держать их рабстве, но с вероятностью 80% он бы их отпустил. Потому что если бы кто-нибудь спалил бы это, то голова хозяина, если он не римлянин, красовалась бы на форму, а если римлянин, то нашли бы как наказать. Как вы поняли, по законам держать римского гражданина в рабстве было незаконным.

В сериале римляне во всю пишут перьями(фото 2), а на самом деле они писали тростниковыми палочками. А перьями стали писать только в IV веке н.э.

Фото 2
Фото 2

Пройдёмся, пожалуй, ещё по сенату. А точнее по зданию этого древнеримского органа управления. В сериале сенаторы заседают в известнейшей Курии Гостилие(фото 3). К сожалению, она сгорела ещё в 52 году до н.э. На момент сериала сенат заседал в Курии Помпея, да, названной в честь того самого Помпея, и смешно, что именно в ней будет убит Цезарь. “Так в чём разница?” - спросите вы меня. А разница простая - Гостилия была круглым зданием, а Помпея квадратным. 

Фото 3
Фото 3

Ну и под конец поговорим об одежде и доспехах в сериале. Вообще, тут всё очень неплохо, можно лишь пару ошибок заметить. Во-первых, на протяжении всего сериала герои щеголяют в футболках с принтом римского орла(фото 4). Как вы наверное догадываетесь, тогда не было ни футболок, ни тем более принтов орлов. 

Фото 4
Фото 4

Во-вторых, синий плащ Антония(фото 5) во время триумфа Цезаря. Он не мог ходить в синем плаще, так как плащ такого цвета давался лишь за военно-морские победы, которых Антоний не одерживал ни разу. 

Фото 5
Фото 5

Третье - это доспехи легионеров, типа лорика сегментата(фото 6), которые будут введены в римской армии лишь в 20-е годы н.э. Кстати, в первом сезоне на легионерах доспехи правильного типа лорика хамата(фото 7), а вот во втором уже лорика сегментата.

Фото 6
Фото 6

Фото 7
Фото 7

Ну и последняя ошибка - это, конечно, стремена(фото 8,9). Которых у римлян еще не было. У римлян были хорошие седла, упряжи, а вот стремян не было.

Фото 8
Фото 8

Фото 9
Фото 9

Я думаю, на этом можно заканчивать разбор ошибок и сделать вывод. Но прежде, чем приступить к выводу, хочется напомнить одну вещь. “Рим” - художественное произведение и оно имеет право на допущения. И при этом очень хорошее произведение. С исторической точки зрения один из лучших сериалов, основанных на исторических событиях, а о Риме, наверное, лучший. 

Приступим же к выводу. В сериале безусловно много ошибок. Разной степени грубости. Есть очень грубые ошибки, допускать которые нельзя было ни в коем случае. Такие например, как принты на футболках или стремена, ошибки в именах, особенно вот эти “из рода такого-то” или римлян с греческими именами и т.д. Это я считаю грубыми ошибками, ведь это ошибки чисто на знание материала, на основе которого вы снимаете сериал. Ведь здесь стоит провести банальный фактчекинг, если вы стремитесь создать качественный продукт, то стоит учитывать каждую мелочь. Хотя я тут подумал, что та работа, которую провели создатели и так гигантская и то, что они упустили эти моменты, конечно, плохо, но их можно оправдать.

Второй тип ошибок, это даже скорее не ошибки, а как раз те самые допущения. То есть, например, смерть Кассия и Брута. Они в сериале не исторические? Да, но зато какие драматические. То есть это ошибки, допущенные специально в угоду художественной составляющей произведения.

И совсем в заключение хочется сказать, что сериал Рим - потрясающее произведение массовой культуры. Созданный в нулевых сериал стал экспериментом игрового сериала, погруженного в историческую эпоху. Масштаб съёмок и проработка сериала невероятна, до этого такого не создавали. Именно успех Рима во многом дал дорогу той же “Игре Престолов”. Поэтому я всем советую посмотреть этот сериал, и погрузиться в эпоху Древнего Рима I  века до н.э. 

Скоро будут готовы посты по разбору песни “The Attack Of The Dead Men” группы Sabaton.  В первом посте я, конечно, дам историческую справку и расскажу о своём отношении к это песне, а во втором уже сам разбор.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц