Департамент здравоохранения Москвы утвердил рекомендации, которые вводят систему выборочной аудиозаписи приемов пациентов в кабинетах врачей. В депздраве заявили, что эта мера вводится для оценки соблюдения врачами правил общения с пациентами. Аудиозапись приема будет обезличенной и конфиденциальной, заверили в департаменте, сообщает kommersant.ru.
«Нередки и жалобы врачей на неуважительное поведение пациентов. Как правило, и те и другие правы. Чтобы повысить доверие между врачами и пациентами, нужна новая культура общения», — говорится в Telegram-канале департамента. Ведомство постановило «задавать пациенту вопросы в доступной ему форме» и «при необходимости разъяснять сказанное».
Между тем, как медицинское сообщество, так и жителей Москвы возмутили новые правила, в частности, они ссылаются на то, что может быть нарушена медицинская тайна.
Заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников не понимает целей распоряжения Депздрава Москвы о ведении записей приемов пациентов.
- У нас есть трудовые, гражданские, уголовные и административные споры. Аудиозаписи принимаются как доказательства, только если произведены с санкции прокуроров. Какие-то наказания в случае нарушений могут быть только по Трудовому кодексу. Для доказательства правоты врачей эти аудиозаписи также не могут быть использованы ни в каком виде судебного разбирательства, потому что они нелегитимны. Это распоряжение местное, де-факто это пустое распоряжение, которое за собой не несет никакого юридического основания, - сказал Андрочников в комментарии газете «Солидарность».
Профсоюзный лидер указал, что записи этих разговоров по идее могут быть обнародованы лишь в среде медработников, но даже так медицинская тайна может быть нарушена.
- Но ведь там содержится медицинская тайна, которая сохраняется между двумя людьми – врачом и пациентом, и третьему лицу, даже если он начальник этого врача, она не должна быть известна или известна по основаниям, определенным в законодательстве. И то, что продуцирует Департамент здравоохранения Москвы, вызывает очень большие вопросы. Разговоры между пациентом и врачом происходят по взаимной договоренности. По идее врач должен предупредить пациента, что разговор будет записан, а если пациент не согласен на аудиозапись? Врач тогда не сможет его принять? Но это будет не оказание помощи. Вот эти вещи вообще упущены. Кроме того, и согласие врача тоже должно быть получено, - уточняет Андрочников.
Зампред профсоюза работников здравоохранения недоумевает и по поводу списка «запрещенных» слов, которые не может употреблять врач, в частности, «девушка», «женщина», «молодой человек», «не получится», «нет, нельзя», «невозможно».
- Врачи – это люди, получившие высшее образование, которое подразумевает определенный уровень интеллектуального развития. И уж выражать свои мысли и общаться с людьми они априори должны уметь. Но хочу заметить, что распоряжение Депздрава имеет лишь рекомендательную силу. Подобные нововведения показывают уровень грамотности и знания проблем людей, составляющих и принимающих их, - сказал Михаил Андрочников.
Елена Мелик-Шахназарова, корреспондент "Солидарности"