Найти тему
The Music That Rocks

Дубль. Sun Q: 'Charms' (2017), 'Myth' (2023)

Оглавление

Вопрос, над разрешением которого бьётся любая российская рок-группа, поставившая цель выхода на международный уровень известности (есть ли такие коллективы – отдельная и сложная тема), можно сформулировать так: «Как звучать настолько глобально, чтобы тебя не воспринимали только как национального исполнителя?». И первым, а также совершенно необходимым шагом на пути к ответу, становится англоязычное исполнение. Но это лишь первое условие. Дальше – сложнее. И герои сегодняшнего выпуска рубрики «Дубль», как представляется, выполнили уже целый ряд условий, приблизившись к тому самому международному признанию (пока не по факту, а по своим чисто музыкальным достижениям). Обратная сторона их творческого успеха, исполнительского мастерства, а также совершенно осознанной авторской позиции, заключается в скромных результатах в деле захвата рынка слушательских симпатий на Родине. Что ж, это больше свидетельствует об упадке и вырождении этого самого рынка.

Итак, московский коллектив Sun Q, образовавшийся в 2015 г., выпустивший, как уже понятно, два альбома, о которых речь ниже, опирающийся на целую плеяду громких имён как 60-ых и 70-ых годов прошлого века (The Beatles, Pink Floyd, The Jimi Hendrix Experience, Grateful Dead, Iron Butterfly, Jefferson Airplane, Led Zeppelin, Fleetwood Mac, Cream, Moby Grape и другие), так и более современных (The White Stripes, Бет Харт, Florence + The Machine, Долорес О'Риордан, Пи Джей Харви, Бьорк). Позиционируя себя, как людей, создающих гаражно-психоделический рок, вдохновленный архетипами коллективного бессознательного, Sun Q всё же идут дальше, соединяя в своей музыке традиции прошлого, взгляд в будущее и буйство музыкальных красок, мастерски выплеснутых на звуковое полотно.

-2
«Мы пытаемся создать особую, похожую на транс атмосферу на наших концертах. Изящное колдовство и эскапизм, чтобы просто вернуться к самим себе»

Данная характеристика в полной мере относима и к студийным творениям группы, в которой две движущие силы, два основателя и автора: гитарист Иван Шалимов и вокалистка Елена Тирон.

«Стараемся, чтобы наша музыка была максимально эмоциональной и мелодичной. В ней явно прослеживается тема всяких мрачных сказок, мифов, магического реализма».

Что ж, давайте слушать…

1. 'Charms' (2017)

-3

Petals_Thorns, открывающая дебютную работу, начинается с воистину шаманских, отрывистых и колеблющихся звуков, словно вводящих в транс. На ум приходит варган или хомус, но далее в дело вступают вокал и гитара, отсылающие, скорее, к соответствующим рок-блюзовым вариациям Led Zeppelin. Во второй части композиция достигает апогея в возвышении и смешении голосовой атаки, сыплющихся ударных и обезумевшего психоделического рёва струн. Название («Лепестки и шипы»), удачно вложенное в самое сердце песни, в как нельзя лучше отражает развернувшееся действо. Как музыканты сами заявляют в одном из интервью, «самые красивые и интересные вещи получаются из контрастов и противоречий».

Громко заявив о себе, лонгплей продолжается более стандартным, но цепляюще-развязным номером, After This, с выпуклыми линиями бас-гитары и органа Хаммонда, а затем отдаётся чуть спотыкающемуся, медленно набирающему мощь и словно самособирающемуся тотему блюз-роковой горячечной молитвы – Dancing Souls. Развивает тему тяжёлая и вязкая Secret Ways, а на Space коллектив, как и ожидается, улетает в заоблачные выси, не забыв о достойном хард-рок-напоре. Последний продолжается и подкрепляется запоминающимися игривыми пируэтами гитары и хваткими припевами на Jimmy the Pirate.

Гитара и вокал, вокал и гитара. Ну и атмосфера с привнесением тягучих риффов, броских выпадов ритм-секции, звуковой стены и умеренной, но всегда точной, мелодики. Вот – рецепт найденного и развиваемого звучания Sun Q. Насыщенные аранжировки и богатые структуры большинства композиций (возьмём хоть грандиозную заключительную Winter Lady), а также их продолжительность указывают на солидный запас просторов и идей для продвижения вперёд. Что мы, забегая вперёд, и услышим на втором альбоме.

///

2. 'Myth' (2023)

-4

Что делают исполнители, создавая второй альбом после удавшегося дебюта? Или повторяют формулу успеха, или сохраняют лицо, но двигаются вперёд. Sun Q явно выбрали последнее. На место заметно уменьшившейся хард-рок-составляющей пришла концептуальность и текстурность, большее погружение в созданные музыкантами же собственные и по большей части тёмные пучины. В итоге альбом лучше воспринимается как единое целое, а вот на уровне прослушивания отдельных треков отдаляется от неискушённого слушателя.

Второй лонгплей был записан в России, с привлечением трёх хоров (Россия, США и Уганда), сведён в Англии, производством мастеринга в США и созданием обложки силами бразильского художника. Музыканты посещали студии разных городов в поисках раритетных советских синтезаторов, винтажных ленточных приборов и всего, что могло бы украсить их песни. К записи были привлечены струнные и духовые, а также уникальные инструменты из культур разных народов (например, шведская никельхарпа и африканская перкуссия). Всё это, и, в первую очередь, содержание релиза позволили ему прозвучать в виде синглов на радио («Серебряный дождь», Maximum, станции Европы, включая крупнейшее английское рок-радио Planet Rock), а также стать предметом похвалы музыкальных критиков России, Мексики, Франции, США, Бразилии, Германии и Великобритании.

-5

Примечательны тематические и лирические стороны работы, среди которых «стоунерские вакханалии с менадами и сатирами во главе с Дионисом», «мистические тексты Иосифа Бродского, «дурной сон Элизабет Сиддал (более известной как Офелия», «блюз-рок о деперсонализации» и «надвигающаяся тьма, ужасная и прекрасная одновременно».

Сосредоточенность, аккуратность, но неизбежная насыщенность, вступительной Jane Doe, начинающейся как классический рок с южными акцентами и затем перерастающей в бунт духовой секции, приводящий к хард-рок-наступлению в финале, пока ещё свидетельствует о сохранении прежнего курса. Но всё меняется далее. Синтезаторные раскаты и широкополосное вокальное сопровождение Children Singing, звучащей как смесь Rush периода 80-ых и The Cranberries. Мрачная Tree с дрожащими, жалобными струнными, прерываемыми дымчатыми гитарными пассажами, периодами затишья и без какого-либо просветления, за исключением голоса, который будто пытается прорвать пелену (лирика, кстати, про невозможность бегства от самого себя). Обрядно-ритуальная I am the Sun (см. название пластинки) с поддержкой языческого (не удержался от этого прилагательного) хора.

Нашлось на пластинке место и для более радиоформатных, доступных, но от этого не менее интересных и замечательных треков: ритмичный фолковый Animals, на котором Елена под аккомпанемент бойкой скрипки поёт в стиле уже косвенной упомянутой Долорес О’Риордан; поп-роковый и мелодически выверенный Still Searching For the Skulls, которому, пожалуй, не хватает ожидаемого разбега во второй части.

Сохранилась и приятная тяжесть, уже ярко заявленная на дебюте, но всё же её порой не хватает – повторюсь, чем-то неизбежно пришлось пожертвовать, учитывая, что группа, нашедшая свою музыку, при этом всё ещё ищет себя.

Заключительная и самая амбициозная Crystal Doors, являющаяся также и самой продолжительной песней, наиболее близка к тому, что можно назвать следующим и уже логичным шагом – вступление на территорию прогрессивного рока. И в этом плане, да и по факту завершения Myth порождает не столько стойкое ощущение новой преодолённой ступени (учитывая размах замысла и его воплощение), сколько нетерпеливое ожидание – чего же такого Sun Q сделают дальше?

В одном из интервью музыканты на вопрос о достижениях ответили, что хотели бы, чтобы у Florence + The Machine как-нибудь спросили, не думают ли они, что похожи на Sun Q. Что ж, если музыка последних и дальше будет звучать, и развиваться в тех же постоянно расширяющихся рамках творческого-бессознательного (на самом деле – чётко осознанного) полыхания, то вряд ли. А вот вопрос обязательно последует.

///

При написании обзора использована как информация, поступившая от самих музыкантов, так и имеющаяся в открытых источниках, среди которых:

Интервью с музыкантами:

https://dzen.ru/a/X3cNBHHETwgpcfcz

https://fake-mm.com/articles/art20180720-013547

Сайт коллектива: https://sunqband.ru/

Группа в VK: https://vk.com/sunqband

Фото взяты из тех же источников

|||