Мы уже не раз упоминали о том, что на многих заводах имелись цеха по производству товаров народного потребления в которых выпускались в том числе и игрушки для детей, хотя основная продукция завода никакого отношения к детским товарам не имела. Как пример, деревянный «Камаз» от «Иркутского авиационного завода» о котором мы писали ранее.
В этой статье мы расскажем про ещё один деревянный игрушечный Камаз, который также выпускали на заводе не имевшего отношения к детской игрушке.
Речь пойдет о Горьковском машиностроительном заводе имени М. Воробьева. Завод с богатой историей и продолжающий работать в наши дни. Первые производственные мастерские будущего завода появились в далеком 1858 году. Это было объединением мастерской купца Кошелева и товарищества «Добровых и Набгольц». В конце 19-го начале 20-го века предприятие становится ведущим производителем оборудования для элеваторов и мельниц. Стоит отметить, что и сегодня, спустя более 160 лет, этот завод работает все по тому же профилю, что является большой редкостью. Национализация нижегородского завода произошла в 1918 году. В неспокойные годы гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами, помимо выпуска основной продукции, завод ежегодно оборудовал броней по 20 судов Волжской военной флотилии. В 1926 году по инициативе рабочих заводу было присвоено имя М. Воробьева.
Кстати, Михаил Александрович Воробьев, имя которого ещё при его жизни было присвоено заводу, не был видным и знаменитым военачальником или партийным лидером того времени. Он был токарем этого предприятия, а когда с повышением был переведен на работу в Нижгубсовнархоз, не забыл о заводе и всегда оказывал немалую помощь в трудные времена разрухи и кризиса. Что касается новейшей истории, то после приватизации в 1992 году завод переименовали в ОАО «Мельинвест». Думаю на этом можно закончить краткую историческую часть и вернуться к игрушкам. В 1983 году Художественно-технической комиссией по игрушке при Горьковском Облисполкоме был утвержден к выпуску опытный образец деревянного автомобиля. К выпуску самой игрушки Горьковский машиностроительный завод имени М. Воробьева приступил в 1986 году. Грузовик выпускали в двух вариантах бортовой и самосвал, оба варианта в продаже встречаются сейчас крайне редко.
Размеры бортового грузовика: длина – 52 см, ширина – 24 см, высота – 22 см. Состоит автомобиль из рамы, кузова и кабины изготовленные из фанеры, полиэтиленовых колес и металлической штампованной решетки радиатора с надписью камаз. Веревку для «буксировки» во время игр можно было привязать к специальной скобе на переднем бампере. Продавалась игрушка по цене 6 рублей 50 копеек.
Кабина и кузов у грузовика откидные:
Чтобы во время игры кабина или кузов не откидывались самопроизвольно, между ними имеется подвижный фиксатор, выдвигая или задвигая который кабина и кузов либо фиксировались, либо освобождались.
Самосвал был такого же размера как и бортовой. Отличались они рамой, самосвал в отличии от бортового имел 3 оси и на кабине, которые были одинаковые для обоих вариантов, отсутствуют фонари.
Продавался самосвал дороже, его цена составляла 7 рублей 20 копеек. Либо все выпускаемые грузовики были окрашены одинаково, либо машины в других цветах мне пока не попадались. Кроме большого размера, для детей дошкольного возраста игрушки имели и внушительный вес – 2,6 кг. Ежегодный выпуск игрушек планировался в количестве 3400 штук, делать их планировали до 1990 года, а вот сколько штук было изготовлено и когда прекратился выпуск у меня информации нет.
Спасибо за внимание! Продолжение следует…