Найти тему

Редкая советская игрушка от "непрофильного" производителя.

204 прочитали

Мы уже не раз упоминали о том, что на многих заводах имелись цеха по производству товаров народного потребления в которых выпускались в том числе и игрушки для детей, хотя основная продукция завода никакого отношения к детским товарам не имела. Как пример, деревянный «Камаз» от «Иркутского авиационного завода» о котором мы писали ранее.

Игрушка деревянный "Камаз", производитель "Иркутский авиационный завод". Фото автора
Игрушка деревянный "Камаз", производитель "Иркутский авиационный завод". Фото автора

В этой статье мы расскажем про ещё один деревянный игрушечный Камаз, который также выпускали на заводе не имевшего отношения к детской игрушке.

"Камаз", деревянная игрушка СССР. Фото автора.
"Камаз", деревянная игрушка СССР. Фото автора.

Речь пойдет о Горьковском машиностроительном заводе имени М. Воробьева. Завод с богатой историей и продолжающий работать в наши дни. Первые производственные мастерские будущего завода появились в далеком 1858 году. Это было объединением мастерской купца Кошелева и товарищества «Добровых и Набгольц». В конце 19-го начале 20-го века предприятие становится ведущим производителем оборудования для элеваторов и мельниц. Стоит отметить, что и сегодня, спустя более 160 лет, этот завод работает все по тому же профилю, что является большой редкостью. Национализация нижегородского завода произошла в 1918 году. В неспокойные годы гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами, помимо выпуска основной продукции, завод ежегодно оборудовал броней по 20 судов Волжской военной флотилии. В 1926 году по инициативе рабочих заводу было присвоено имя М. Воробьева.

Горьковский машиностроительный завод имени М. Воробьева, клеймо завода.
Горьковский машиностроительный завод имени М. Воробьева, клеймо завода.

Кстати, Михаил Александрович Воробьев, имя которого ещё при его жизни было присвоено заводу, не был видным и знаменитым военачальником или партийным лидером того времени. Он был токарем этого предприятия, а когда с повышением был переведен на работу в Нижгубсовнархоз, не забыл о заводе и всегда оказывал немалую помощь в трудные времена разрухи и кризиса. Что касается новейшей истории, то после приватизации в 1992 году завод переименовали в ОАО «Мельинвест». Думаю на этом можно закончить краткую историческую часть и вернуться к игрушкам. В 1983 году Художественно-технической комиссией по игрушке при Горьковском Облисполкоме был утвержден к выпуску опытный образец деревянного автомобиля. К выпуску самой игрушки Горьковский машиностроительный завод имени М. Воробьева приступил в 1986 году. Грузовик выпускали в двух вариантах бортовой и самосвал, оба варианта в продаже встречаются сейчас крайне редко.

Деревянные автомобили "Камаз", фото из открытых источников.
Деревянные автомобили "Камаз", фото из открытых источников.

Размеры бортового грузовика: длина – 52 см, ширина – 24 см, высота – 22 см. Состоит автомобиль из рамы, кузова и кабины изготовленные из фанеры, полиэтиленовых колес и металлической штампованной решетки радиатора с надписью камаз. Веревку для «буксировки» во время игр можно было привязать к специальной скобе на переднем бампере. Продавалась игрушка по цене 6 рублей 50 копеек.

Кабина и кузов у грузовика откидные:

Игрушка "Камаз", производитель "Горьковский машиностроительный завод имени М. Воробьева", фото автора.
Игрушка "Камаз", производитель "Горьковский машиностроительный завод имени М. Воробьева", фото автора.

Чтобы во время игры кабина или кузов не откидывались самопроизвольно, между ними имеется подвижный фиксатор, выдвигая или задвигая который кабина и кузов либо фиксировались, либо освобождались.

Мы уже не раз упоминали о том, что на многих заводах имелись цеха по производству товаров народного потребления в которых выпускались в том числе и игрушки для детей, хотя основная продукция завода...-7

Самосвал был такого же размера как и бортовой. Отличались они рамой, самосвал в отличии от бортового имел 3 оси и на кабине, которые были одинаковые для обоих вариантов, отсутствуют фонари.

Продавался самосвал дороже, его цена составляла 7 рублей 20 копеек. Либо все выпускаемые грузовики были окрашены одинаково, либо машины в других цветах мне пока не попадались. Кроме большого размера, для детей дошкольного возраста игрушки имели и внушительный вес – 2,6 кг. Ежегодный выпуск игрушек планировался в количестве 3400 штук, делать их планировали до 1990 года, а вот сколько штук было изготовлено и когда прекратился выпуск у меня информации нет.

Спасибо за внимание! Продолжение следует…

  • Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ