В начале 2024 года американские фирмы НАСА и Локхид Мартин представили новый коммерческий сверхзвуковой самолет Х-59.
Как известно, первыми серийными сверхзвуковыми самолетами в мире стали истребители, затем – бомбардировщики. После этого был сделан вывод о том, что создание гражданских сверхзвуковых самолетов возможно.
В России созданием самолета, получившего название Ту-144, занялось в 1963 году ОКБ А.Н.Туполева. В Европе было создано совместное англо-французское предприятие, приступившее к созданию самолета Конкорд. Прагматичные американцы заявили о том, что время сверхзвуковых пассажирских самолетов еще не наступило. Скрупулезно подсчитав все «за» и «против», американцы приняли решение заняться не сверхзвуковым, а широкофюзеляжным многоместным самолетом, эксплуатация которого, по их мнению, не будет связана с огромными расходами и принесет большие прибыли.
Для СССР проект Ту-144 был в первую очередь престижным. Выполняя важнейшее задание партии и правительства, Туполев обогнал Конкорд. Его пассажирский сверхзвуковой самолет совершил первый в мире полет 31 декабря 1968 года. Конкорд полетел только 2 месяца спустя. Вскоре в воздух впервые поднялся американский широкофюзеляжный Боинг-747.
Ту-144 стал также первым в мире пассажирским самолетом, преодолевшим звуковой барьер. Преодоление далось слишком большой ценой. Первоначально самолет оснащался двигателем НК-144 с форсажной камерой. Применение форсажного двигателя оправдано для боевого самолета, но совершенно не оправдано для гражданского самолета, ибо форсаж резко увеличивает расход топлива, уменьшает дальность полета и снижает ресурс двигателя, что делает очень дорогую эксплуатацию самолета еще более дорогой. Реально сверхзвуковой пассажирский самолет появился только после завершения разработки бесфорсажного двигателя РД-36-51.
Перед поступлением самолета в компанию «Аэрофлот» министр гражданской авиации Б.П.Бугаев внимательно выслушал специалистов, и, будучи профессиональным летчиком, сразу понял, насколько сложной, опасной и дорогостоящей будет эксплуатация самолета. Бугаев ранее был личным пилотом Брежнева. Брежнев его любил и уважал. По слухам, Бугаев лично убеждал Брежнева в том, что самолет «Аэрофлоту» не нужен.
Но Брежнев побывал во Франции, где ему с гордостью продемонстрировали «Конкорд». После этого он уже не мог отступить и дал указание Бугаеву начать пассажирские перевозки. Цену билета разрешили понять всего на 20 рублей, так все цены в СССР устанавливались Государственным комитетом по ценам. 20 рублей по сравнению с огромными затратами на содержание сверхзвукового самолета - капля в море.
«Аэрофлот» был одним из самых прибыльных предприятий СССР и, пожалуй, единственным предприятием, непрерывно «гонявшим» по всей стране свою рекламу. Реклама «Летайте самолетами Аэрофлота» была абсурдной, так как летать самолетами других авиакомпаний в СССР было невозможно. Их не было. Но реклама «Аэрофлота» была везде.
В те годы мой приятель работал в Рекламно-информационном агентстве «Аэрофлота» и постоянно «сетовал» на то, что они в агентстве не знают, куда девать деньги. Сверхдорогой и сверхдефицитной финской мелованной бумаги они получали столько, что завалили своими плакатами всю страну. Компания «Аэрофлот» выплачивала летчикам огромные зарплаты. В те годы квартиры в СССР, за небольшим исключением, выдавались бесплатно. Так называемые кооперативные квартиры могли официально покупать за свои собственные деньги только две категории работающих: вернувшиеся на Большую Землю после отработки на Крайнем Севере и летчики компании «Аэрофлот».
С 1975 года Ту-144 перевозил грузы. Затем начались пассажирские перевозки по маршруту Москва - Алма-Ата и обратно. После катастрофы одной из испытательных машин в Подмосковье Бугаев добился своего и 1 июня 1978 года остановил пассажирские перевозки. Коммерческие грузовые перевозки осуществлялись еще 20 лет, после чего самолет был снят с эксплуатации. Всего Воронежский авиазавод выпустил 16 машин, осуществлявших коммерческие перевозки.
В 1976 году совершил первый полет первый советский аэробус Ил-86. Самолет оказался удачным, пошел в серию на том же Воронежском заводе, и СССР начал догонять США по объему пассажирских авиаперевозок.
Брежнев был недоволен решением Бугаева по Ту-144, но протестовать не стал. В последующие годы он больших наград Бугаеву не давал. В 1983 году у Бугаева был юбилей и новый руководитель государства Ю.В.Андропов наградил его второй Звездой Героя Социалистического Труда. По закону тех лет на родине дважды героя должен был устанавливаться его бронзовый бюст. Но Бугаев решил установить свой бюст не в далеком селе Маньковка Черкасской области, где его никто не увидит, а в здании аэровокзала Внуково, где его будут созерцать миллионы.
Бюст был изготовлен, зачехлен, отвезен в одно из служебных помещений Внукова и закрыт на замок. Провести церемонию открытия самолично Бугаев не решился, так как он нарушил бы закон СССР. Добиться аудиенции Андропова не удалось, так как глава государства был уже тяжело болел. Зачехленный бюст простоял несколько лет, после чего Горбачев снял Бугаева с поста министра. Дальнейшая судьбы бюста мне не известна.
Судьба англо-французского «Конкорда» также оказалась невеселой. Самолет был создан, летал, перевозил пассажиров, в том числе на международных линиях через Атлантику. Был гордостью Франции и Англии.
В силу сложности и дороговизны эксплуатации было выпущено всего 20 «Конкордов», из которых авиакомпаниям передано только 14. Потерпевшие катастрофу советские самолеты были без пассажиров. Потерпевший катастрофу «Конкорд» в аэропорту «Шарль де Голль», к сожалению был с пассажирами. Погибло 113 человек.
Вскоре начался рост цен на топливо. В 2003 году сверхзвуковые полеты прекратила Эр Франс, несколько позже – Бритиш Эйрвейс. За все это время Америка выпустила 1574 самолета Боинг-747 различных модификаций. Прибыль от его полетов была колоссальной.
Американские специалисты оказались правы: в конце XX века время сверхзвуковых пассажирских самолетов еще не наступило и проекты трех крупнейших в мире авиационных держав – СССР, Англии и Франции – успеха не имели.
Пришел 2024 год. Американцы вернулись к идее сверхзвукового коммерческого самолета. Несколько лет назад в НАСА появился энергичный предприниматель Илон Маск. Он основал дочернюю компанию Спейс Икс, вложил в нее 100 млн долларов, привлек другие инвестиции и завил о том, что в 10 раз уменьшит затраты на космический полеты.
Получив деньги и компанию Маска, НАСА облегченно вздохнуло и задумалось над новыми проектами. Так появилось решение вернуться к идее сверхзвукового пассажирского самолета. Разработка была предложена компании Локхид Мартин. Компания согласилась.
И вот миру впервые продемонстрирован Х-59. Заявлено, что в ходе создания серийного самолета будут решены две самые главные проблемы. Во-первых, новейшие технологии позволят сделать самолет более удобным в эксплуатации, и авиакомпании смогут его эксплуатировать, не прикладывая особых усилий. Во-вторых, сила звукового удара при переходе на сверхзвук будет значительно снижена и этот удар уже не будет пугать жителей близлежащих городов.
Теперь о главном. Как известно, в России сегодня приняты и реализуются две самых приоритетных национальные программы: программа создания квантового компьютера и программа создания радиофотоники.
Идеи программ достойны похвалы. В разработке и производстве традиционных компьютеров нам уже никого не догнать. В случае успешных работ по созданию квантового компьютера наша страна может выйти на передовые рубежи в мире. То же самое с электроникой. И здесь нам уже развитые страны мира не догнать. Но на смену электронике неизбежно придет фотоника, как транзисторы пришли на смену радиолампам. И здесь мы можем выйти на передовые рубежи.
Я бы предложил задуматься над третьей приоритетной национальной программой – создания сверхзвукового пассажирского самолета. С частным производством у нас без поддержки государства ничего не получается. Если что и получается, то только в рамках госпрограмм. Сверхзвуковой самолет – чистейшая государственная программа. В ходе реализации этой масштабной госпрограммы будут обязательно решены многие проблемы новейших технологий и серийного производства. Их решение «потянет» за собой всю авиапромышленность страны и многие другие отрасли.
На авиапром сегодня работает много отраслей. Это и микроэлектроника, и радиоэлектроника, и металлургия, и атомная промышленность (запчасти, приборы, измерительные комплексы и многое другое), судостроение (без авиационных газотурбинных двигателей судостроению не обойтись) и др. Госпрограмма создания сверхзвукового коммерческого самолета охватит большинство ведущих отраслей российской промышленности.
Возможно, здесь есть над чем задуматься.
Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!
Михаил Первов