Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Сдержите свой гнев и желание «хайпануть». Что такой синдром детского сотрясения?

Если еще не пол мира, то четверть уж наверняка облетело завирусившееся видео, где знаменитый блогер, он же отец, прости, Господи, бросает своего двухмесячного ребенка с размаху в глубокий сугроб. Цель по «хайпу» и лайкам достигнута, что касается здоровья и психики ребенка — непонятно, ведь не спросишь. Но на этом история не закончилась, а только началась…

Мы уже привыкли, лениво листая новостные ленты первых чисел января встречать какие-то неадекватные поступки. То ли люди еще не отрезвели после праздников, то ли фразу «Начать жизнь по-новому» восприняли слишком буквально. Топ неадекватных поступков возглавил блогер-миллионник Сергей Косенко, бросая двухмесячного сына в сугроб. Благо, что хоть ребенок был в одежде и остался жив, из-за чего можно исход истории назвать благополучным. Ну, разве что не брать в расчет, что твой родитель способен на такой поступок.

Конечно, на такой контент нашелся и свой зритель, мы встречали комментарии вроде: «Этот ребенок знал, как выбрать себе веселых родителей», «Вот это веселье у малого в Куршавеле», «Клевый папка, наверное, еще и с девочками познакомит». Но хвала небесам, большая масса людей обрушилась с гневными комментариями, за которыми последовали мнения врачей и реакция чиновников. После такого «хейта» блогер, как у них принято, опубликовал опровержение. Но этот пост носил характер оправдания, а не раскаяния. Косенко заявил, что бросил в снег не живого ребенка, а игрушку. Ну в дальше еще интереснее, ведь нужно как-то объяснить, почему у игрушки лицо похоже на сына Лео, тут-то блогер и смекнул, что можно все спихнуть на искусственный интеллект. Так вот, в удобное время живем, товарищи. В завершение заботливый отец добавил, что с живым ребенком никогда бы так не поступил.

«Мы нашли куклу-манекен, одели ее в одежду Лео, сняли видео и сверху наложили лицо и мимику Лео. Это обычный монтаж», — написал блогер в соцсетях

Но поверили все равно не все, поэтому горе-отцу светит уголовное дело.

— Следователям поручено инициировать перед компетентными ведомствами вопросы о выдаче Косенко российским правоохранительным органам, — цитирует РБК пресс-службу Следственного комитета РФ.

Таких историй, как бы страшно это ни звучало, немало. В январе нового года уже было несколько случаев, которые осветили в новостях. Один из них произошел в Татарстане, где отчим подкидывал 4-месячного ребенка в воздух, потом положил в кроватку и когда мать подошла проверить ребенка, тот уже не дышал. Скорая помощь, приехавшая на вызов, констатировала смерть младенца. По предварительным данным, мальчик мог скончаться из-за кровоизлияния в спинной мозг шейного отдела позвоночника, которое случилось из-за тряски. В ходе расследования следствие выяснило, что незадолго до инцидента мать трясла младенца, потому что тот ее разозлил криками, а иначе успокоить она не смогла. В итоге, на родителей завели уголовное дело по статье «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего».

Почему нельзя подкидывать ребенка?

Педиатры, неврологи, психотерапевты и весь врачебный Олимп кричат во весь голос: «Детей подкидывать нельзя»! Давайте разбираться почему. У новорожденных до 4 месяцев слабые мышцы шеи, даже не все умеют держать голову к этому возрасту. Поэтому сильная тряска ребенка и его непроизвольное движение вперед-назад даже на руках могут привести иногда к непоправимой травме головного или спинного мозга. Разумеется, если во время тряски ребенок еще и бьется головой, то риски значительно увеличиваются.

Такую запись сделал блогер в соцсети незадолго до выхода видео
Такую запись сделал блогер в соцсети незадолго до выхода видео

Не стоит думать, что с детьми постарше так поступать можно. Существует педиатрическое понятие СВР (синдром встряхнутого ребенка), оно подразумевает целый перечень травм, которые младенец может получить при встряске (даже если иногда она кажется незначительной). Такой диагноз встречается у детей до 2 лет, но чаще в период до первого года жизни. Например, американский Национальный центр CBP регистрирует 600-1400 подобных случаев в год. Разумеется, цифра приблизительная, ведь даже не все родители придают значение трясучке детей, а последующие капризы ассоциируют с чем-то другим. Тем не менее, в США синдром является одной из самых распространенных причин смерти или младенческой, а в долгосрочной перспективе и детской, инвалидности. В России и Беларуси, наверняка такие случаи тоже есть, но статистика по ним не ведется.

Врачу только правду

Потому как травмы от СВР неспецифичны, последствия могут быть непредсказуемы и незаметны невооруженным взглядом. Родители впоследствии могут даже не понять, почему их ребенок не просто капризничает, а кричит не останавливаясь. При этом симптомы СВР могут быть не угрожающие жизни, или даже «рядовые» вроде сонливости и снижения аппетита, а могут быть опасные вроде рвоты во сне, судорог, нарушения дыхания вплоть до остановки на некоторое время. Пока родители думают, что ребенок, быть может, простыл или переживает очерченной прорезывающийся зуб, их малыш может постепенно глохнуть, терять зрение, отставать в развитии или стать

эпилептиком, ну а самое страшное — умереть. Поэтому если ребенок поддался такому физическому воздействию как сильная тряска, об этом обязательно нужно сообщить врачу.

Как тряска ребенка отражается на психике и что такое «фиолетовый плач»

Зафиксировано, что в 70% случаев в травмах ребенка виноваты представители мужского пола. Отчимы или отцы, злясь на крик ребенка, не знают как правильно его успокоить и от злости трясут или бросают на кровать. Ребенок до года действительно может кричать довольно продолжительное время, это называется «фиолетовым плачем». Он так называется в переводе с английского «фиолетовый» — purple, а это слово составляет аббревиатуру основных характеристик такого плача: peak — нарастающий; unexpected — неожиданный, беспричинный; resists soothing — не поддается успокоению; pain-like — похож на плач от боли; long lasting — длительный, до нескольких часов; evening — вечерний.

При этом научных данных, что «фиолетовый плач» вызван болями, нет, скорее всего это физиологический процесс формирования пока еще совсем маленького человека, который нужно пережить родители и помочь пройти его ребенку, ведь ему может быть даже тяжелее.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Лучшее, что могут сделать родители в это время, — исключить болезни или физические боли и успокаивать ребенка мягкими методами: носить на руках, покачивать, купать в теплой ванночке с небольшим количеством воды, пеленать, давать по требованию грудь.

Что касается психологического аспекта, необходимо учитывать, что специалисты по детскому развитию называют период от 0 до 3 месяцев четвертым триместром или периодом донашивания. В это время нужно носить ребенка на руках, реагировать на каждый его плач, тем самым формируя ощущение здоровой привязанности, безопасности и понимания, что родители всегда рядом. Нередки случаи, когда родители пренебрегают психоэмоциональным состоянием ребенка, а ведь известно, что базис формируется именно в первый год жизни человека.

Иван Шлапунов