Катастрофа Ту-104 в Нижне-Исетске 16 марта 61г.
Середина марта. Обычный рабочий день. Я в слесарях всего четвёртый месяц, но уже давно работаю самостоятельно.
Сейчас я обрабатываю детали редуктора для привода вырубного станка, после чего начну его сборку.. Это работа пятого разряда, я сам на неё напросился. Недавно мне присвоили четвёртый разряд, но мне уже хочется более высокого, – жлобство давит. Да, будешь жлобствовать, когда нужно содержать семью.
Рядом крутится мастер ОТК Саша Кац, проверяет точность обработанных мною деталей. Заодно и помогает советами. Мне осталось отфрезеровать шпоночный паз на ведущем валу – последняя операция перед началом сборки.
Настроил фрезу, включил автоматическую подачу. Вот в этот момент и происходит авария в силовой электросети и остановка всех станков. Мой фрезерный дергается и, как результат, – паз испорчен, фреза ушла в сторону. А это значит, что нужно заказывать токарям новый вал.
Моё огорчение разделяет и мастер ОТК и спустившийся из курятника в цех начальник мехцеха Попенко. Выключение всех станков враз не привело к большому браку. Убедившись в этом, Эдуард Романович уходит в контору к Главному механику. Видимо за новостями и ЦУ.
Простой длится до конца смены, но народ не огорчён – все в цехе повременщики, на зарплату он не отразится. В производственных цехах потери значительные и даже аварии, – в подготовительном цехе повреждён резиносмеситель. Об этом мы узнаем позже.
Пока стоим кто-то позвонил из конторки домой и принёс новость: в Нижне-Исетске разбился пассажирский самолёт. Падая он оборвал ЛЕП снабжавшую электричеством половину Чкаловского района и наш завод.
Слухи распространяются со сказочной быстротой, – основное мы узнаем в тот же день. Вечером в техникуме узнаём и более конкретные детали происшествия. Один из учащихся, житель Нижне-Исетска побывал на месте падения лайнера. По его словам Ту-104 с заглохшими двигателями пытался сесть на лёд пруда, но вылетел на противоположный берег, где зацепил крылом Дом отдыха, срезал несколько деревьев и снёс частный дом. Самолёт развалился на несколько частей. Жертв к счастью, оказалось немного: два члена экипажа, три пассажира и двое жителей на берегу из снесённого дома.
Я знаю, что такое катастрофы, в такое количество пострадавших поверить не могу. Если разломился не несколько частей фюзеляж, жертв там должно быть десятки. А если нет, то пассажиров в самолёте не было. Но слухи утверждали: рейс был пассажирский, летели с Востока, посадка у нас была для дозаправки, салон был заполнен более чем наполовину вместимости, то-есть более пятидесяти человек. Но всё это были слухи, в печати, как обычно, о катастрофе не упоминалось.
Через десяток с лишним лет, узнал под большим секретом от военпредов сведения известные им. По их словам рейс не был пассажирским, – перевозили секретный груз (видимо деньги – как раз шла реформа по смене денежных знаков) и в числе погибших, кроме двух пилотов были не пассажиры, а трое сопровождавших. Остальные члены экипажа уцелели, но получили травмы приведшие к инвалидности. В том числе и бортинженер, сообщивший позже о причинах ЧП.
Катастрофы могло и не быть, – к ней привели ошибки экипажа. После отрыва отказал один двигатель, машину затрясло. Из-а тряски нельзя было определить какой из движков неисправен. На одном двигателе экипаж мог не набирая высоту, сделать круг и зайти на посадку. Что и собирались делать, отключив неисправный.
Для определения какой из двигателей неисправен, стали поочерёдно убирать тягу и по ошибке выключили исправный. Ничего не оставалось как плюхаться на лёд пруда. Высоты не хватило чтобы развернуться вдоль пруда, садились поперёк. Машина скользнув по льду вылетела на берег, сметая всё по пути, и развалилась, пропахав ещё метров 400.
В те же годы в цехе появился представитель одного из заводов, выдававший себя за уцелевшего члена экипажа. Он сообщал вообще несуразные подробности. Из которых было ясно, что к авиации он не имеет никакого отношения, а если и был участником катастрофы (травмы и инвалидность были «налицо»), то только как сопровождавший груз. Что «секретного» было в том грузе, узнать не удалось.
Катастрофа Ту-104 в Нижне-Исетске
15 января 202415 янв 2024
3293
3 мин
2