В этой статье я расскажу о своем опыте поступления на режиссуру игрового кино во ВГИК, но она так же будет актуальна и для тех, кто целится на неигровое кино и телевидение. И так, поступающим на режиссёрский факультет ВГИКа придется пройти три, вернее сказать, четыре тура вступительных испытаний.
Творческая папка
Первый (он же нулевой) тур это творческая папка. В нее обычно входят следующие задания:
⁃ Автобиография
⁃ Случай из жизни
⁃ Фоторепортаж
⁃ Фильм мечты
Пойдем по порядку.
1. Автобиография.
Это творческая работа, в которой вам требуется описать основные события вашей жизни, которые повлияли на выбор профессии. Здесь подойдут воспоминания о том, каким видом творческой деятельности вы занимались, какие фильмы и режиссеры вас вдохновляют и как обоснован выбор выбранной вами специальности для поступления.
2. Случай из жизни.
Это небольшая история, участником или свидетелем которой вы являлись. Внутри такой истории в первую очередь должен лежать конфликт, т.е. противостояние человеческих интересов. Описывать ситуацию надо включая интересные подробности и отличные характеристики для ваших персонажей. Среди мастеров это задание считается самым важны, и вот почему (отрывок из моего интервью с мастером игрового кино ВГИКа А.В. Сиренко)
3. Фоторепортаж.
Каждый год задание связанное с фотоработами отличается. Иногда это фоторепортаж, а иногда это серия снимков (читайте подробнее на сайте института перед подачей документов). Разберем ситуация, когда это именно фоторепортаж. Это задание предполагает изображение истории в нескольких фотокадрах. Вам нужно рассказать историю наблюдателем которой вы непосредственно являлись. Учитывайте, что лучше брать фотографии разной крупности, чтобы в вашей работе присутствовало разнообразие.
4. Фильм мечты.
Это задание тоже от года к году звучит по разному. Иногда это может быть фильм мечты, а иногда материал для экранизации. Разберем ту вариацию, когда вам нужно написать фильм мечты. Это задание предполагает написание замысла для фильма, который теоретически вам хотелось бы снять. Объем работы не должен превышать две страницы, соответственно сама запись не должна быть сверхподробной.
Если вы укомплектовали папку и отправили ее во ВГИК, возле вашей фамилии на сайте написано «рекомендован/на», то добро пожаловать на очные туры.
Первый тур. Собеседование.
Это тур, к которому допускается порядка сотни абитуриентов. Вы приходите в назначенное время, заходите в аудиторию и начинаете собеседование с мастером. Обычно задаются вопросы об общем культурном уровне, пристрастиях в кинематографе и ответы на вопросы возникшие в ходе чтения вашей творческой папки.
Второй тур. Письменный этап.
До письменного этапа добираются в среднем 50-60 человек. Все абитуриенты приходят в один день и рассаживаются в большой аудитории. Перед ними стоит доска, на которой написано 3-4 темы. Вам будет отведено 6 часов, в течении которых предстоит написать этюд на выбранную тему. Самое важное, чтобы ваш рассказ соответствовал выбранной теме. Ручки и бумагу стоит принести с собой. Не поленитесь сначала написать черновик, после чего переписать все начисто. На этом этапе теоретически можно списать, ведь наблюдение за абитуриентами ведется не постоянно. Но делать я этого не рекомендую, ведь кто-нибудь из рядом сидящих экзаменуемых может пожаловаться куратору. Я был свидетелем такой ситуации, поэтому предостерегаю вас.
Третий тур. Творческое испытание.
На третий этап допускается порядка 20-30 человек и нужен он, в основном, для "розыгрыша" бюджетных мест. Сам по себе этот этап очень разный и зависит от пристрастий мастера. Например, когда поступал я, это было задание "история по кадру". Заключалось оно в том, чтобы абитуриент вытянул случайную фотокарточку и придумал историю, связанную с этим кадром. Здесь полет фантазии может быть абсолютно свободным, главное чтобы ваш рассказ умещался в 1,5-2 минуты и соответствовал выбранному кадру.
После ответа вас дополнительно расспросят о ваших вкусах и пристрастиях в кино, обсудят интересные вам темы и отпустят до оглашения результатов. Итоговые списки кто поступил, а кто - нет, выложат через пару недель на официальном сайте.
Вывод.
Поступление во ВГИК это долгий и очень трудозатратный процесс. Помимо знаний по мировой художественной культуре, абитуриенту надо хорошо разбираться в кинематографе и уметь на ходу придумывать истории. Как же к этому готовиться?
На момент написания этой статьи я уже закончил ВГИК, получив диплом с отличием. На протяжении трех последний лет я помогаю абитуриентам с поступлением. Недавно я создал свой Телеграм канал, в котором выходит много полезной информации для абитуриентов, а также инсайды и интервью с мастерами. Помимо этого у нас есть видеокурсы для подготовки на направления:
- Режиссура 🎬
- Актёрское мастерство 🎭
- Драматургия 📖
- Киноведение 🤓
Внутри каждого из наших курсов вас ожидает:
1️. Серия видеороликов, подробно описывающая все аспекты подготовки и прохождения творческих испытаний по выбранной специальности. Также в роликах приводятся примеры актуальных заданий и билетов, используемых на вступительных.
2️. Блок уникальных текстовых материалов (наши творческие папки, материалы для подготовки, списки рекомендаций и пр.)
3️. Бессрочный доступ в закрытый телеграм чат с автором курса, где вы сможете в любое время задать интересующие вас вопросы как о материалах из курса, так и о поступлении, обучении, работе в профессии.
✅ Наши видеокурсы будут дополняться и обновляться, соответственно цена на них будет постепенно расти. Однако для всех, кто приобретает наш курс, обновления и дополнения будут приходить абсолютно бесплатно.
Обо всем этом можно подробнее узнать в нашем Телеграм канале. Подписывайтесь!