Найти тему
Блог студии Снегири

Ключевые этапы создания сценария фильма или сериала

Кадр из фильма: Подводные камни
Кадр из фильма: Подводные камни

Это как раз для тех, кто только знакомится со сценарным мастерством. Обозначим, что и как происходит, чтобы у вас складывалось представление о том, что за чем делается.

У вас появилась идея. 
Идеей для фильма либо сериала может быть только идея, которая имеет все важные составляющие драматургической конструкции, поэтому просто сказать "хочу сделать историю про таксиста" — это ещё не идея, не история. "Таксист взял кредит, поехал в гараж, у него угнали машину" — это может быть завязкой, но пока это всё ещё не история. Это пока ещё драматургическая конструкция отдельными фрагментами. 

Для того, чтобы у вас получилась сценарная заявка или предварительный синопсис, нужно поработать над первыми мыслями, которые звучат в 1-2 предложения — логлайн.

Дальше пишется синопсис — это описание вашей истории примерно на 1-2 страницы. И сценарная заявка — это документ, где описывается формат, целевая аудитория. Если это сериал, то описывается предполагаемое количество серий. И для сериала, и для полного метра описывается жанр, приводятся референсы (примеры фильмов и сериалов, на которые похожа ваша история). Вот эту сценарную заявку уже можно отправлять студиям и презентовать, но этот путь больше подходит опытным авторам, у которых есть портфолио и проекты. Если сценарную заявку пришлёт начинающий автор, то студии, конечно, может понравиться сама история, но студия понимает, что если у автора пока нет реализованных проектов, то результат непредсказуем. 

Заявка — это важный этап работы над сценарием; это первая серьёзная форма вашего произведения. С известным автором договор на разработку проекта может быть подписан по результатам прочтения одной лишь заявки. С начинающим автором, скорее всего, будут лишь устные договорённости написать поэпизодник. Лучше, конечно, написать сценарий целиком, чтобы понять возможности сценариста и с чем вообще студия имеет дело, и чтобы позже не пришлось подключать более опытных авторов. 

Здесь для студии очень много "
подводных камней", поэтому, в любом случае, одними сценарными заявками будет достаточно сложно проверить, насколько вы интересны индустрии. В любом случае начинающему сценаристу нужно писать сценарий целиком. Каких-то отдельных идей точно будет недостаточно для того, чтобы понять: получается/не получается, интересно/неинтересно и т.д. 

Кадр из фильма:  Харли Квинн
Кадр из фильма: Харли Квинн

Бит шит — это тезисное описание вашей истории, сюжета от начала до конца, все сюжетные повороты, которые происходят

Дальше идёт поэпизодник. Поэпизодник — это когда мы ещё не написали реплики, не написали диалоги, но уже расписали всю историю по сценам. 

Готовый поэпизодник — это уже серьёзная заявка на сценарий. Можно сказать, что сам сюжет готов. Диалоги, расписать сцены, принять много решений сцен — это тоже серьёзная и довольно продолжительная работа. Тем не менее, когда есть поэпизодник, она идёт чуть быстрее, ведь у вас уже имеется полное понимание истории. 

Дальше диалоги, когда вы полностью расписываете все реплики, все появления и уходы героев, их действия и так далее — всё, что нужно для каждой сцены. Если у вас сериал, вы также прорабатываете сезон (хотя бы в виде синопсиса). Проработка сезона нужна обязательно для того, чтобы было понятно, что история не конечна или что в самой первой серии не произошло всё самое интересное. И дальше не возникало вопросов насчет того, что делать с этой историей?


Больше материалов:

Почему все кино держится на интриге?

Как оценить замысел истории

Что такое логлайн и как его написать

А еще у нас есть бесплатный 3-х дневный вводный курс

Данный материал - перевод статьи Script reader Pro.

Материал студии Снегири.