Поиск потомков князей Югры
У югорских народов зафиксировано множество княжеств в которых свои династии нередко переходящие в российское дворянство. Интересно делались ли ДНК тесты их потомков ?
Первым князем, принявший крещение стал предок Тайшиных князь Василий. Его крестили в Москве по приказу царя Фёдора Иоанновича. В 1602 году он построил в Обдорске церковь Василия Великого, в честь своего небесного покровителя. В 1601 и в 1607 годах князья Василий и Мамрук получали грамоты от русских царей, в которых сохранялся их титул князя. В 1607 году в ходе заговора был казнён в Берёзове. Сын Василия Мамрук, а потом его дети Молик и Ермак постоянно организовывали набеги на Россию. В 1609 году княжество окончательно потеряло независимость.
С 17 века резиденцией обдорских князей был современный посёлок Горнокнязевск. В 1679 году князь Гында получил от царя Фёдора Алексеевича грамоту, с правом обращаться к Москве, в обход Тобольского воеводы. В конце 17 - начале 18 века в Обдоре княжил его сын, князь Тайша. От его имени пошла династия Тайшиных. В 1714 году Тайша принял крещение с именем Алексей. Его сын Матвей первым получил фамилию Тайшин. После него в Обдорске княжил его сын Яков, а после князь Матвей. В 1831 году указом Николая 1 он был награждён золотой медалью на аннинской ленте с надписью «За полезное».
4 января 1768 года, Екатерина II официально признала княжеский титул Тайшиных.
Последним представителем династии был князь Иван Матвеевич Тайшин. Он получил от Николая 1 бархатный кафтан, серебряный кубок и медаль "За полезное". В 1886 году князь умер. Его дети Иван и Марк не получили княжеское достоинство.
В посёлке Горнокнязевск князю установили его памятник, и воссоздали резиденцию Тайшиных. Среди построек, сохранилась изба последнего Обдорского князя. Сейчас в Горнокнязевске живут потомки князей Тайшиных.
Потомки князя Самара хранили в Кодском княжестве родовой статус малого князя до 1630-х годов. Из них Таир Самаров в 1609 году участвовал в заговоре кодских и обдорских князей против господства Русского царства. В 1628—1629 годах «лучшим человеком» в Белогорской волости ещё считался Байбалак Самаров. Но уже в 1635—1636 Коял Самара упоминается как рядовой общинник.
. В 1594 - 1596 гг. Кондинское княжество перестало существовать как суверенное государство и вошла в состав в Русского царства. Дети князя Агая назывались князцами вплоть до правления Павла I, когда император дал право на титул "князя" потомку кондинских князей И.И. Сатыгину-Кондийскому и его будущим поколениям.
Васи́лий Васи́льевич Канди́нский — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».
Происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Родился в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926) — представителя старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец — троюродным братом известного психиатра В. Х. Кандинского. Философ Александр Кожев приходился ему племянником.
В 1767 г. куноватский князь Яков Артанзиев, приходившийся будто бы праправнуком Лугую, добился у русского правительства официального признания своего княжеского достоинства. Артазиевы сохранили свою власть даже в XIX в. и продолжали пользоваться правами собственности на тундру и судебной властью над куноватскими хантами. В собственно Ляпинской волости местные князьки из рода Кушкула Наева существовали не только в течение XVII и XVIII столетий, но даже и в XIX и XX веках.
Шешкины (Шеш-Кулевы, Шеш-Кукшилевы) — вогульский (мансийский) аристократический род Ломбовожа, признанный после крещения в княжеском достоинстве Российской империи.
Наиболее старыми фамилиями в Ломбовоже информанты считают следующие: Шешкин, Албин, Таратов. Это люди эрыг порат (песенного времени). Причем относительно всех этих фамилий можно сказать, что их носители являются пришельцами. Так, фамилия Шешкин (Шекша, Шеш-Кулев, Шеш-Кушкилев) восходит к фамилии Кукшин, известной в XVI в. в Верхотурском уезде на р. Ляля — притоке р. Сосьвы. Шешкины играли главную роль не только в Ломбовоже, но и во всей Ляпинской волости, административным и культовым центром которой в XIX в. был Ломбовож. Эта княжеская фамилия — канас кол махум («люди княжеского дома»), упоминается, насколько известно, с XVII в. В документах под 1708 г. фигурирует ляпинский князь Шекша Кушкиров, под 1718 г. — Семен Шекшин, позднее — и другие князья. Вероятно, во всех перечисленных случаях в разных вариантах повторяется одно и то же наследственное, или предковое имя, входившее в фонд родовых имен. Существование такого фонда объясняется наличием у обских угров представлений о реинкарнирующейся душе, когда новорожденный получал ещё и имя своего умершего предка.
В Шешкиных (Шекшиных) Шеш-Кукшилевы были переименованы после крещения князя Матвея (1714). Их обязанности были определены Грамотой Государя от 1713 г. Грамоты, подтверждающие княжеское достоинство, хранились у Шешкиных ещё в XX в. Лишь при советской власти их вынуждены были спрятать в болоте.
Шешкиных называют Соссанг махум лопым ус Шескин («местные люди Ломбовожа Шешкины»), а также торум сыр хум («божеский род») или тохлын сыр махум («люди крылатого рода»). Их дух-предок представляется в виде крылатого существа или щегла (сес). Именно он являлся и Лопынгус-павлынг-ойка или просто Павлынг-ойка («Поселковым стариком»).
В прошлом в честь предка Шешкиных устраивались периодические празднества (в течение трех лет подряд через каждые 7 лет), участники которых с саблями в шлемах исполняли танцы духов. Павлынг-ойка хранился в доме Шешкиных — канас колт олс (сейчас это самый старый дом в Ломбовоже) и представлял собой личину, завернутую в несколько платков и кусков ткани (прикладов). Изображение держали на нарах, отделенных перегородкой. Заходить в эту часть дома могли далеко не все.