Сдача экзаменационной сессии всегда является очень серьезным испытанием для студента. Причем, испытанием и проверкой не только полученных им за определенный период знаний, но и серьезной психологической встряской. Ведь на протяжении короткого времени приходится сдавать множество предметов, общаться с экзаменаторами, повторять пройденные материалы. Невозможно обойтись и без волнений под кабинетом перед экзаменом, которые знакомы каждому студенту. И если студенты с крепкой психикой и наличием здорового равнодушия проходят все это спокойно, то впечатлительным студентам (как правило, это отличники, переживающие за оценки и склонные к перфекционизму во всем) успешная сдача сессии стоит немалых здоровья и нервов.
С точки зрения не только психологии, но и физиологии, любая сессия – это, безусловно, большой стресс для организма, и у студента, как и у обычного человека, на подобного рода ситуации может быть два типа реакции. Для тех, кто покрепче и посильнее, экзамены – это период мобилизации всех сил. Но как только они закрывают сессию, многие из них сразу же заболевают (это обусловлено постоянным напряжением на протяжении долгого времени и истощением ресурсов организма). А для тех, у кого иммунитет послабее, сессия – период, когда организм уже находится на стадии истощения и, чаще всего, они заболевают во время сессии и вынуждены сдавать предметы с высокой температурой, простудой.
Базовые рекомендации по снижению стресса во время сессии:
1. Дыхание — самая действенная техника по управлению эмоциями, особенно страхом и злостью. Взял экзаменационный билет. Первая реакция: «Я ничего не знаю». Далее паника и так далее... Сделать вдох и медленный-медленный выдох. И так несколько раз. Это поможет снять напряжение.
2. Распланируйте по времени объём работы. Если задание сложное — разбейте его на несколько этапов.
3.Вознаграждайте себя небольшими подарочками за стойкость, проявленную при выполнении намеченного плана.
4. Лучший отдых — перемена вида деятельности.
5. Если предмет не вызывает интереса — заниматься понемногу, но часто.
6. Спать перед экзаменом не меньше семи часов: сложно, но действительно очень важно. Это поможет избежать того самого истощения, о котором мы говорили выше.
Зачем мы откладываем важное на потом, и можно ли перестать это делать?
Сейчас появилось «модное» слово — прокрастинация, откладывание дел «на потом». Прокрастинатор не решает проблему, но и не отдыхает.
Три основные причины прокрастинации:
1. «Чувство времени» размыто, всё делается в последний момент. Так часто делают любители дедлайна: чем ближе дата, тем интенсивнее работа.
2. Прокрастинация из-за страхов осуждения неудачи: такое поведение свойственно студентам, у которых низкая самооценка.
3. Перфекционисты откладывают дела, чтобы снять с себя ответственность за результат.
Как с ней бороться :
— Установите себе условный дедлайн. Например, вы наметили промежуточные интервалы для написания отдельных глав или расчетов, а крайний срок в таком случае — несколько дней до защиты курсовой.
— Не обязательно, чтобы все было идеально. Ошибка — это тоже опыт, например, опыт преодоления неудачи.
— Сосредоточьтесь на том, что вы пришли на экзамен ответить так, как вы можете. И не думайте, что скажут другие.
Эффективна ли ночь перед экзаменом в плане запоминания? можно разобрать две ситуации: студент учился весь модуль, и в ночь перед экзаменом все повторил, и студент, который попытался выучить все за одну ночь. в каком варианте как лучше действовать?
Здесь действуют совершенно разные механизмы запоминания. Когда мы говорим о том, что студент ходил на пары и занимался в течение всего времени, то вся информация у него уже находится в области долговременной памяти. Это означает, что он работал с информацией несколько раз, практиковал полученные знания, выполняя домашние задания, писал эссе, читал, готовился к семинарам. И последняя ночь для него – это просто возможность снова все повторить, и, да, для него она будет эффективна. А когда мы говорим о студенте, который решил весь материал выучить за последнюю ночь, то это для него совершенно бесполезно. Почему? Потому что материал, усвоенный за несколько часов — уже область рабочей памяти, в которой материал может храниться недолго, и ее объемы ограничены. Мы хорошо помним тот материал, который изучили в начале и в конце, а вся середина «выпадает» из памяти.
Герман Эббингауз, немецкий психолог, в конце 19 века вывел кривую забывания и доказал, что 40% информации мы забываем в первый час после заучивания. Поэтому просто необходимо после того, как вы все выучили, сразу же открыть материал снова и все повторить.
Важен режим повторения, а последняя ночь не даст вам такую возможность. В любом случае, как бы вам ни было тяжело, но спать надо! И если уж откладывать все на последний момент, то уж точно не на последнюю ночь, максимум на предпоследнюю (шутка).
Как держать себя в тонусе, если просто валишься с ног и жуткий недосып?
Первое:— самый здоровый сон − это с 10 часов вечера до 2 часов ночи. Поэтому нужно заставить себя отложить все дела, оставленные на вечер, лечь спать, проснуться под утро и все доделать. Во время сна в правильное время вырабатывается гормон мелатонин (он вырабатывается в темное время суток), поэтому просто бессмысленно ложиться спать в 5 утра, когда на улице уже светает.
Но ни в коем случае не повторять материал лёжа в кровати, а, например, сидя за письменным столом, положив голову на руки; руки начнут затекать, и примерно через 15-20 минут вы непроизвольно проснетесь. Делая такие кратковременные передышки в течение ночи, ваши силы хоть и ненадолго, но восстанавливаются. Но, конечно же, это крайние меры, до которых лучше не доводить.
Какие есть эффективные методики запоминания информации? Для двух случаев: большой объём информации и конкретные определения на зубок.
Зазубривать материал неэффективно. Даже если вы выучили все, получили на экзамене высший балл, вероятность того, что эту же информацию вы вспомните уже хотя бы через 2 дня крайне мала. Существует теория уровня обработки информации, которая говорит о том, что лучше всего мы помним тот материал, который имеет к нам отношение. Когда вы заучиваете информацию, постарайтесь придумать из него какую-то историю про себя, про родственников, про друзей. Можно использовать такую мнемотехнику — брать первые буквы каждого из терминов, составлять из них слово или аббревиатуру, а потом по ней гораздо легче восстановить в памяти весь материал.
Также есть еще один очень интересный метод «римской комнаты»: когда вы заучиваете материал, вы представляете себе огромную комнату и помещаете в нее вещи. А вещи в ней – это информация, которую вам надо запомнить. И когда вы потом мысленно прогуливаетесь по комнате, вы вспоминаете, что, например, материал по физике вы положили на шкаф, математику оставили на столе и так далее. Также можно использовать всем известный метод с информацией, написанной на стикерах, расклеенных по комнате, – он работает по принципу ассоциаций. Но лучшим способом остается все же пропускание информации через себя, через свои истории.
Чтобы снять стрессовое состояние, следует делиться своими мыслями и эмоциями со своими друзьями и знакомыми. Каждый человек нуждается в общении. Тем более это актуально на грани нервного срыва. Очень многим людям помогает успокоиться и достичь душевного равновесия элементарная возможность выговориться. Хороший результат принесет беседа с человеком, который сможет понять, поддержать и дать хороший совет. Не нужно стесняться и бояться рассказывать о своих проблемах близким людям. От этого станет намного легче.
Нужно ли писать шпаргалки ?
Шпаргалки очень полезны! Ведь, когда пишешь шпоры, то невольно запоминаешь нужную информацию. Разумеется, написание шпаргалок приносит пользу лишь в том случае, когда информация для них была подробно изучена, понята и было выделено самое главное. Если же просто списать с учебника все подряд, не вникая в суть, то такая шпаргалка практически ничем не сможет помочь, даже если она будет лежать радом на парте.
Экзамен не конец света.
И последнее: перед экзаменом важно подумать, что такое провал для вас. Если я не сдам, что случится с этим миром? Луна упадёт на Землю? Задумываясь об этом, вы начнёте понимать, что всё, что может случиться, поправимо. Это один из шагов к тому, чтобы не предавать экзамену слишком много значения, ведь сверхценность события парализует. Когда человек наконец-то понимает, что любой экзамен можно пересдать и это обычное явление, он начинает относиться к нему как к рабочему моменту.
Искренне желаю студентам, чтобы экзамен стал возможностью глубоко поговорить на профессиональную тему, а не тем, чем он является сейчас. Все оценки субъективны ! Мир прекрасен, все оценки поправимы и нет ни одной ситуации, которой нельзя исправить!
Подготовила; старший педагог-психолог Черняева Н.Ю.