377,5K подписчиков

САША. БОРЯ. И ВСЕ-ВСЕ

4,9K прочитали

Сегодня день рождения Александра «Злого» Шубина.

Сегодня ему исполнилось бы 28. Он 1996 года рождения. Когда он погиб – мне было 47, а ему – 27.

Эта семёрка – она как топор.

На 27 году жизни ушёл Михаил Лермонтов.

В 27 лет погиб гениальный Павел Васильев.

В 27 не стало Джима Моррисона, Александра Башлачёва и Курта Кобейна.

На 27 году жизни завершил свой путь Борис Рыжий.

Он окончил дни свои 7 мая. А Саша «Злой» – 6 мая. Только Рыжий за 21 год до.

Такие вот поэты вокруг Сашки собрались.

Сегодня будут стихи Бориса Рыжего. Песни на эти стихи очень часто у нас в машине играли. Пока мы с Сашкой на Донбасс… или оттуда…

*
…в эти руки бы надежный автомат,
в эту глотку бы спиртяги с матюком.
Боже правый, почему я не солдат,
с желтой пчелкой, легкой пулей не знаком?
Представляю, как жужжала бы она,
как летела бы навылет через грудь.
Как бы плакала великая страна, –
провожала сквозь себя в последний путь.
Ну какую должен песню я сложить,
чтобы ты меня однажды отпустил
просто гибнуть до последнего и жить –
от стихов твоих, от звёзд твоих, могил?

*
Господи, это я
мая второго дня.

– Кто эти идиоты?
Это мои друзья.
На берегу реки
водка и шашлыки,
облака и русалки.

Э, не рви на куски.
На кусочки не рви,
мерзостью назови,
ад посули посмертно,
но не лишай любви
високосной весной,
слышь меня, основной!

– Кто эти мудочёсы?
Это – со мной!

2000

*
Ах, куда вы уходите все так скоро –
девочка, мальчик в коротких брюках.
Кто вы были? Что это был за город?
Я запомнил первые две-три буквы.
И ещё немного – была аллея,
что превращалась то в лес, то в море.
И еще – как щеки ее алели,
когда счастье переходило в горе.
И еще какие-то люди были.
Отражались звезды в глазах их влажных.
Но не помню – добрые они или
злые. Впрочем, совсем неважно.
Снегопад в старой оконной раме.
И кружатся белые хлопья, словно
В пальто укутавшись, на диване
я курю. И уплываю снова
в сладкий сон, что овладел землею.
Чтоб еще раз их повидать при жизни.
Человек, как медведь, должен спать зимою,
колыбельную спойте ему, пружины.

1995

*
Над домами, домами, домами
голубые висят облака –
вот они и останутся с нами
на века, на века, на века.

Только пар, только белое в синем
над громадами каменных плит...
Никогда, никогда мы не сгинем,
мы прочней и нежней, чем гранит.

пусть разрушатся наши скорлупы,
геометрия жизни земной, –
оглянись, поцелуй меня в губы,
дай мне руку, останься со мной.

А когда мы друг друга покинем,
ты на крыльях своих унеси
только пар, только белое в синем,
голубое и белое в си...

1996

*
Где обрывается память, начинается старая фильма,
играет старая музыка какую-то дребедень.
Дождь прошел в парке отдыха, и не передать,
как сильно
благоухает сирень в этот весенний день.

Сесть на трамвай 10-й, выйти, пройти под аркой
сталинской: все как было, было давным-давно.
Здесь меня брали за руку, тут поднимали на руки,
в открытом кинотеатре показывали кино.

Про те же самые чувства показывало искусство,
про этот самый парк отдыха, про мальчика на руках.
И бесконечность прошлого, высвеченного тускло,
очень мешает грядущему обрести размах.

От ностальгии или сдуру и спьяну можно
подняться превыше сосен, до самого неба на
колесе обозренья, но понять невозможно:
то ли войны еще не было, то ли была война.

Всё в черно-белом цвете, ходят с мамами дети,
плохой репродуктор что-то победоносно поет.
Как долго я жил на свете, как переносил все эти
сердцебиенья, слезы, и даже наоборот.

*
Что махновцы, вошли красиво
в незатейливый город N.
По трактирам хлебали пиво
да актерок несли со сцен.

Чем оправдывалось все это?
Тем оправдывалось, что есть
за душой полтора сонета,
сумасшедшинка, искра, спесь.

Обыватели, эпигоны,
марш в унылые конуры!
Пластилиновые погоны,
револьверы из фанеры.

Вы, любители истуканов,
прячьтесь дома по вечерам.
мы гуляем, палим с наганов
да по газовым фонарям.

Чем оправдывается это?
Тем, что завтра на смертный бой
выйдем трезвые до рассвета,
не вернется никто домой.

Други-недруги. Шило-мыло.
Расплескался по ветру флаг.
А всегда только так и было.
И вовеки пребудет так:

вы – стоящие на балконе
жизни – умники, дураки.
Мы – восхода на алом фоне
исчезающие полки.

Сегодня день рождения Александра «Злого» Шубина.
 
Сегодня ему исполнилось бы 28. Он 1996 года рождения. Когда он погиб – мне было 47, а ему – 27.
 
Эта семёрка – она как топор.