12 января 1905 г. родился Василий Иванович Кононов (1905-1983), хореограф, балетмейстер, заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР и РСФСР, народный артист Карельской АССР. Один из создателей национальной хореографии Карелии.
«Самая удивительная и яркая личность по силе таланта, умению проникнуть в тайны народного духа — балетмейстер ансамбля, основоположник карельской национальной хореографии Василий Кононов», — так отзывался о нем художественный руководитель, директор ансамбля, заслуженный деятель искусств Карелии Семен Карп.
В 1937-65 годах Василий Иванович работал в Ансамбле «Кантеле» и воспитал плеяду блестящих танцоров, представлявших национальную хореографию Карелии на международном, всесоюзном, всероссийском уровнях.
Особый вклад Василия Кононова в хореографию Карелии — создание силовых, ритмических танцев без музыкального сопровождения, драматизированных музыкальных картин и сюжетных танцев.
В числе первых «Крууга» и «Ложки» — это «дробные», или «силовые», танцы, где музыкальным сопровождением являются удары ложек и дробные выстукивания каблуков танцоров. В них — свой характер, сюжет, своя философия, но главная неожиданная прелесть в том, что мастер заменил музыкальное сопровождение виртуозными возможностями самих артистов, отстукивающих и отбивающих ритм собственным движениям.
Архивная запись 1958 года («Вепсский танец Шестерка в тройках»): смотреть.
С самых первых лет своей работы Василий Иванович активно экспериментирует, ищет новые сюжеты, постоянно ставит танцы, сценки; кроме того, он сам рисует эскизы к своим первым танцам (в архиве ансамбля сохранились эскизы мужских и женских костюмов к танцу «Ложки», а также костюмов для народной вокальной группы и к танцу «Рыболовы»; предположительно Кононову принадлежат эскизы к танцу «Вышивальщицы»).
Василий Кононов обладал энциклопедическими знаниями в области танцевального фольклора, был мастером сюжета, прекрасным исполнителем. На вопрос: «Где учился танцам?» — он всегда отвечал: «Нигде не учился. Я — самородок».
За 28 лет работы в «Кантеле» (1937-1965) Мастер поставил более 40 танцев, составивших впоследствии золотой фонд Ансамбля «Кантеле». В 70-е годы Василий Кононов снова пришел в именитый коллектив, где работал постановщиком танцев и консультантом.
По приглашению ставил карельские танцы в ансамбле Игоря Моисеева. Помогал балетмейстеру Петрозаводского музыкального театра Игорю Смирнову в постановке первого национального балета «Сампо» на музыку Гельмера Синисало.
Творчество Кононова высоко оценивали известные хореографы страны: И.Моисеев, Н.Надеждина, Р.Захаров. Некоторые хореографические композиции В.И.Кононова включены в Антологию «Танцы народов СССР».
Больше информации можно найти на официальном сайте Ансамбля «Кантеле».