Найти в Дзене
Inside Avia

Летчики-предатели. Побеги из СССР

Советский Союз всегда славился своей обособленностью, потому для большинства граждан побег за его границы был проблематичен. Однако к этой категории людей не относились лётчики, для которых пограничные заставы были в зоне досягаемости. Почему советские авиаторы решались на такой шаг и чем это для них закончилось?

Самое массовое время для побегов пришлось на годы Великой Отечественной войны. Активно играла роль как немецкая пропаганда, так и идеологическая обработка попавших в плен.

Один из известных – Семён Бычков, который в 1943 году перешел на другую сторону. 10 декабря 1943 года прославленный советский ас был сбит и раненый в бессознательном состоянии попал в плен. Однако враг, узнав, кто перед ним, не бросил его умирать, а отправил в военный госпиталь. Немецкие врачи быстро поставили лётчика на ноги и за него сразу же взялось Гестапо.

Семён Трофимович Бычков (15 мая 1918 — 4 ноября 1946) — советский военный лётчик, Герой Советского Союза (1943), лишённый званий и наград в 1947 году за коллаборационизм и участие в вооружённых силах Русской освободительной армии Комитета освобождения народов России, воевавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны. Был выдан советским властям и расстрелян.
Семён Трофимович Бычков (15 мая 1918 — 4 ноября 1946) — советский военный лётчик, Герой Советского Союза (1943), лишённый званий и наград в 1947 году за коллаборационизм и участие в вооружённых силах Русской освободительной армии Комитета освобождения народов России, воевавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны. Был выдан советским властям и расстрелян.

Семен попал в концлагерь Морицфельд на территории Польши. Это место не было «лагерем смерти». Он был создан специально для вербовки пленных солдат и офицеров. В нем же когда-то был узником генерал Власов, тоже перешедший на сторону нацистов. В феврале 1944 года ряды "Люфтваффе" пополнились новым лётчиком. Его направили в «русскую группу», которая занималась доставкой боевых самолётов с немецких заводов на Восточный фронт. Особого героизма в воздухе Бычков не проявил, зато отличился на пропагандистском поприще. Он ездил с «товарищами» по лагерям с военнопленными и уговаривал советских лётчиков изменить Родине.

Второй знаменитый побег произошел уже в послевоенный период. В октябре 1948 году военные лётчики Петр Пирогов и Анатолий Барсов угнали бомбардировщик Ту-2 и добрались до американской авиабазы в Австрии, а затем перебрались за океан. Беглецы стали настоящими звездами. О них писали все газеты США и Западной Европы. Их судьбы сложились абсолютно по разному — один нашел своё место в новой жизни, а второй решил вернуться обратно.

Пирогов в своих воспоминаниях подробно описал причины, которые подтолкнули их с Барсовым к побегу. Своё повествование он начал с того, что вступил в компартию, будучи верным ленинцем, постепенно всё более разочаровываясь в советском строе. Как позже отмечал Пирогов в интервью и мемуарах, на побег их подтолкнула атмосфера страха и террора, царившая в их военной части и в войсках в целом, провоцируемое ею разложение на морально-бытовой почве, начавшееся ещё в период войны и проявлявшееся в повальном пьянстве, нарушении воинской дисциплины, домогательствах по отношению к женскому населению занятых ими территорий и других явлениях.
Пирогов в своих воспоминаниях подробно описал причины, которые подтолкнули их с Барсовым к побегу. Своё повествование он начал с того, что вступил в компартию, будучи верным ленинцем, постепенно всё более разочаровываясь в советском строе. Как позже отмечал Пирогов в интервью и мемуарах, на побег их подтолкнула атмосфера страха и террора, царившая в их военной части и в войсках в целом, провоцируемое ею разложение на морально-бытовой почве, начавшееся ещё в период войны и проявлявшееся в повальном пьянстве, нарушении воинской дисциплины, домогательствах по отношению к женскому населению занятых ими территорий и других явлениях.

Пирогов с отличием закончил университет, получил звание профессора, написал книгу, которую потом перевели на несколько языков. Он преподавал и существовал на доходы от литературной деятельности. Женился и имел троих детей. Умер в возрасте 67 лет в 1987 году. Судьба его товарища Анатолия Борзова по сей день остается загадкой. Существует несколько версий развития событий после его возвращения на родину. По одной — к нему применили высшую меру наказания. Советские власти это отрицали. Согласно официальной версии, лётчик встал на пути исправления и провел пять лет в исправительно-трудовых лагерях Омска и Воркуты.

Одним из последних лётчиков, который получил убежище, был капитан ВВС Александр Зуев. В 1989 году он угнал МиГ-29 с авиабазы в Грузии и перелетел на нем в Турцию. Опасаясь осложнений в отношениях, Турция вернула угнанный самолёт на следующий день. Зуева судили заочно, открыли судебный процесс. Беглеца оправдали. Американцы забрали его к себе. Последующие годы Зуев консультировал ВВС США и тестировал советскую технику. Именно она его и погубила. В 2001 году советский офицер разбился в ходе учебно-тренировочного полета на Як-52, не дожив до своего 40-летия месяц.

Окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков в 1982 году. Служил в 176-м истребительном авиационном полку в Миха Цхакая (Сненаки, Грузия), летал по выпуску на самолётах МиГ-23М.
Окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков в 1982 году. Служил в 176-м истребительном авиационном полку в Миха Цхакая (Сненаки, Грузия), летал по выпуску на самолётах МиГ-23М.

Наши основные медиаресурсы:

Telegram (главная платформа)

Boosty (эксклюзив)