177,4K подписчиков

Как «Заводной Апельсин» Привёл Стэнли Кубрика и Pink Floyd к Вражде

281 прочитал

«Заводной апельсин» – одна из самых ярких, и вместе с тем безумных кинокартин 70-х. Сюрреалистичный триллер Стэнли Кубрика с нотками жестокости и чёрного юмора, в основу которого лёг одноимённый антиутопический роман Энтони Бёрджесса. В центре сюжета – безумец по имени Алекс. Зрителям предстоит наблюдать за его сумасшествием, за непростыми отношениями с родителями и его "терапией". В общем – фильм точно не даст заскучать, но не у каждого хватит сил досмотреть его до конца – уж слишком тяжёлая атмосфера...

Роджер Уотерс и Стэнли Кубрик
Роджер Уотерс и Стэнли Кубрик

Ничто не подчёркивает настроение картины лучше, чем музыка. И в этом вопросе Стэнли Кубрик всегда был "профи". В «Заводном апельсине» переплетаются мрачная классика и беззаботная поп-музыка тех лет, что делает кинокартину такой интересной для меломанов. Однако Pink Floyd, которых Кубрик так хотел включить в свой триллер, мы так и не услышали. Между режиссёром и группой, а в частности – Роджером Уотерсом – даже произошёл небольшой конфликт на почве музыкального сопровождения, который впоследствии ещё найдёт свой отголосок в популярной культуре... Но обо всём по порядку.

Бетховен сделал этот фильм

Кадр из фильма «Заводной Апельсин»
Кадр из фильма «Заводной Апельсин»

Ключевой фактор в «Заводном апельсине», который фигурирует во множестве сцен на протяжении всего фильма – Девятая симфония Бетховена: именно она вводит главного героя в состояние истинного неистовства и безумия... Стоит заметить, что автор романа, по которому и снимался фильм – Энтони Бёрджесс – был настоящим "спецом" в классической музыке. Было время, когда Бёрджесс сам увлекался написанием симфонической музыки, что делает включение в повествование наследие Бетховена более чем обоснованным.

Да и сам Кубрик всегда признавался, что обожает классику – и Бетховена в первую очередь! Однако классическая музыка в «Заводном апельсине» также служит своего рода контрастом между добром и злом.

Алекс
Алекс

Как подчёркивали некоторые критики, Девятая симфония олицетворяет призыв к свободе. Но в случае с Алексом – это свобода означает абсолютную безграничность не лучших человеческих качеств: жестокость, безумие... Некоторые отмечали, что классическая музыка всегда несла в себе нечто эмоциональное, сильное и разрушающее, некая мрачность была скрыта в симфониях. И фильма как бы показывает, что ценить и разбираться в великом искусстве способны только жестокие личности.

Словно подтверждая эту теорию, в фильме есть любопытная сцена: когда Алекс возвращается домой, мы слышим попсовую мелодию «I Want to Marry a Lighthouse Keeper» Эрики Айген. Таким образом режиссёр как бы подчеркнул примитивный музыкальный вкус родителей главного героя и их квартиранта.

Классическая музыка показывает вкус и артистичную натуру Алекса. По мнению критиков, это всегда было мощным трюком Кубрика – наделять своих отрицательных персонажей вкусом и любовью к прекрасному, к великому...

Алекс
Алекс

Возвращаясь к наследию Бетховена – его культовая симфония была исполнена на синтезаторе, чтобы соответствовать духу фильма, сюжет которого разворачивается в Лондоне будущего.

Отказ Эннио Морриконе оказался необдуманным

Легендарному кинокомпозитору Эннио Морриконе предложили написать музыку к «Заводному апельсину», однако... Когда Кубрик спросил, готов ли он поработать вместе, Морриконе с сожалением ответил, что он всё ещё трудится над другим проектом. Позже Морриконе признался, что на самом деле не был слишком занят во время производства «Заводного апельсина», просто его отказ оказался "необдуманным". До конца своих дней знаменитый композитор утверждал, что одним из самых больших сожалений в его карьере было то, что он не смог поработать со Стэнли Кубриком...

К слову: помните песню «Singin' in the Rain», которую Алекс напевает в эпизоде, где он и его друзья нападают на писателя и его жену? Чтобы передать жестокий характер сцены и зловещее присутствие персонажа, режиссёр попросил Малкольма Макдауэлла сделать что-нибудь возмутительное. И актёр не нашёл ничего лучше, как исполнить «Singin' In The Rain»! В итоге использование знаменитого мотива стало своеобразной насмешкой над старым Голливудом и фактически превратилось в «метод Людовика» по отношению к зрителям: песня больше не воспринималась как старое доброе произведение искусства...

Первый фильм со звуком Dolby

Арт к фильму «Заводной апельсин»
Арт к фильму «Заводной апельсин»

Отдельного внимания заслуживает и сам звук кинокартины. Фактически, «Заводной апельсин» стал первым фильмом, в котором были использованы звук Dolby Sound и радиомикрофоны! Точнее, это был первый крупный фильм, в котором использовалось шумоподавление Dolby.

Кроме того, в этом фильме одним из первых использовались радиомикрофоны, что позволило записывать весь звук вживую на съемочной площадке. Никакой пост-синхронизации не требовалось, что помогло ускорить процесс редактирования. Передовые технологии, что сказать...

Вражда с Pink Floyd

Помимо Девятой Симфонии, Кубрик безумно хотел использовать в «Заводном апельсине» отрывки из «Atom Heart Mother» Pink Floyd. Однако Роджер Уотерс отказался передать права на композицию, так как режиссёр планировал изменять её так, как ему вздумается. Что ж: отказ породил небольшую вражду.

Позже, когда Уотерс спросил Кубрика, может ли он использовать звуки из «Космической одиссеи 2001 года», Кубрик должным образом отказался... Однако «Флойды» всё же засветились в фильме, пусть и косвенно...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мы можем видеть пластинку группы на полке в музыкальном магазине. Как бы намёк от Кубрика: «А как вам такое, Роджер?!»

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще