Найти тему

Когда нет вкуса, все едят всё с аппетитом

Культурная и всякая прочая политика

Анонимки допустимы лишь в тех случаях, когда пишущий их действительно никто.

Ежи Станислав Лец

Буквально несколько слов в тему. Я давно хотел об этом написать, но были всё же какие-то события, а Новый год… Культура превратилась в культуру пития, высокое посрамленное искусство отправилось на длинные каникулы, и на этом фоне выперла на первые планы болезнь.

Она называется деперсонализацией культуры. Культурные события, артефакты всегда накрепко связаны с их творцами. Даже когда мы не знаем точного имени творца, мы стремимся его узнать, ограничивая поиски эпохой, определяя характеристики социальной группы, постепенно сужая этот круг до пределов возможного.

Как правило, невозможность достигнуть точного результата связана с временной удаленностью события. Прочие варианты анонимности связаны либо с опасностью раскрытия псевдонима – для свободы или здоровья его носителя, либо с несостоятельностью руководителя институции, создавшей культурный продукт.

Объясняю на примере. Институция не в состоянии создать что-либо качественное, но у нее есть госзадание, которое содержит требования публичности производимого продукта. Тогда его анонимность снижает посещаемость и степень позора. Одно дело, если в афише имя бесспорного профессионала – аншлаг, пресса, благодарности и почет; другое – если афиша безликая, тогда разумный человек туда не пойдет, а несчастные, одинокие, малоимущие нуждающиеся в духовной пище люди подтянутся и будут благодарны, что их время хоть чем-то заняли. Почета нет, позор благодаря анономности минимизируется.

Есть, правда, еще один вариант: в подчинении у руководителя «подведа» есть подчиненные, в профессиональном отношении более состоятельные, чем руководитель, и он, делая их творческую деятельность анонимной, ставит «выскочек» «на место», а еще более высокое руководство понимает суть происходящего, но терпит такого руководящего персонажа за какие-то достоинства, не имеющие прямого отношения к делу.

Присмотритесь к афишам библиотек, ваши наблюдения позволят сделать вывод, какие из библиотек хорошие, а на какие можно не обращать внимания. Посмотрите на анонсы безымянных мастер-классов. Конечно, мастера могут, например, скрываться от алиментов, но такие события тоже можно пропустить. По морально-этическим соображениям.

Присмотритесь к афишам театров, на которых нет исполнителей главных ролей; музеев и туристических агентств, скрывающих имена экскурсоводов; лекториев и школ с безымянными лекторами и педагогами. Присмотритесь и пройдите мимо. Этим вы спасете свое время и обезопасите свой вкус.