Первый вариант сценария этого фильма был написан в 1968 году. Съёмки начались тридцать лет спустя. Премьера состоялась ещё пятнадцать лет спустя, зимой 2014 года. Настоящий долгострой, не иначе.
Алексей Юрьевич Герман – один из лучших советских и российских режиссёров, человек, чей киноязык уникален. Его картины – и есть сама жизнь, в которой мальчик не понимает, куда пропал его отец и в которой отчётливо слышно, как хрустит снег под ногами. Предыдущие работы Герман основывал на произведениях отца, писателя Юрия Германа, или событиях из собственной жизни. Словом, времена и люди, безвозвратно ушедшие, и были объектом исследования постановщика.
«Трудно быть богом», как может показаться первоначально, не имеет ничего общего с реальностью. Фильм Алексея Германа довольно точно воспроизводит эпизоды одноимённой повести братьев Стругацких исключительно на уровне текста. Визуальная же составляющая ленты способна вызвать отторжение и у самого насмотренного зрителя. Как известно, в городе Аркарнаре, столице Запроливья, местная власть настолько долго и упорно подавляла культуру и образование, что его население «чудовищно поглупело». Граждане столицы Запроливья ничем не отличаются от человека первобытного. Мир Аркарнара полон дерьма.
Потому и физически тяжело смотреть «Трудно быть богом». Реплики героев, включая главного расслышать крайне трудно – их речь будто смешивается со всеми остальными, «природными» звуками. Следить за этими персонажами, вымазанными кровью, грязью и говном, на протяжении трёх часов – такое же непосильное испытание. Не спасает даже прекрасно выстроенная композиция кадра.
Впрочем, «Трудно быть богом» совершенно не хочется называть плохим фильмом. Картины Алексея Германа не могут быть провальными. Его последняя лента – не то, что хочется советовать, но и не то, что недостойно просмотра. Она ставит неутешительный диагноз человеческой природе, лживой и порочной, выявляя и определяя границы его невежества и терпения. Оказывается, что быть человеком так же трудно, как и Богом.