Найти тему
я тоже смотрю

«Трудно быть богом» (2013)

Первый вариант сценария этого фильма был написан в 1968 году. Съёмки начались тридцать лет спустя. Премьера состоялась ещё пятнадцать лет спустя, зимой 2014 года. Настоящий долгострой, не иначе.

Алексей Юрьевич Герман – один из лучших советских и российских режиссёров, человек, чей киноязык уникален. Его картины – и есть сама жизнь, в которой мальчик не понимает, куда пропал его отец и в которой отчётливо слышно, как хрустит снег под ногами. Предыдущие работы Герман основывал на произведениях отца, писателя Юрия Германа, или событиях из собственной жизни. Словом, времена и люди, безвозвратно ушедшие, и были объектом исследования постановщика.

«Трудно быть богом», как может показаться первоначально, не имеет ничего общего с реальностью. Фильм Алексея Германа довольно точно воспроизводит эпизоды одноимённой повести братьев Стругацких исключительно на уровне текста. Визуальная же составляющая ленты способна вызвать отторжение и у самого насмотренного зрителя. Как известно, в городе Аркарнаре, столице Запроливья, местная власть настолько долго и упорно подавляла культуру и образование, что его население «чудовищно поглупело». Граждане столицы Запроливья ничем не отличаются от человека первобытного. Мир Аркарнара полон дерьма.

-2

-3

Потому и физически тяжело смотреть «Трудно быть богом». Реплики героев, включая главного расслышать крайне трудно – их речь будто смешивается со всеми остальными, «природными» звуками. Следить за этими персонажами, вымазанными кровью, грязью и говном, на протяжении трёх часов – такое же непосильное испытание. Не спасает даже прекрасно выстроенная композиция кадра.

-4

Впрочем, «Трудно быть богом» совершенно не хочется называть плохим фильмом. Картины Алексея Германа не могут быть провальными. Его последняя лента – не то, что хочется советовать, но и не то, что недостойно просмотра. Она ставит неутешительный диагноз человеческой природе, лживой и порочной, выявляя и определяя границы его невежества и терпения. Оказывается, что быть человеком так же трудно, как и Богом.