Найти тему
Библио-лаборатория

Проект "Все "Искатели"". 1973 год, №1: Клиффорд Саймак, Честертон, Михановский и другие

Приветствую! После небольшого новогоднего отпуска настал наконец момент для нового выпуска нашего уникального проекта, и сегодня у нас обзор альманаха «Искатель» №1 за 1973 год. Безусловным «гвоздем» этого номера, конечно, является гениальный рассказ Клиффорда Саймака «Театр теней», но, конечно, поговорим и о других произведениях.

1. Роман Подольный, «Согласен быть вторым». Очень занятный рассказ (или повесть, в разных библиографиях указано по-разному) о том, как можно «поверить алгеброй гармонию», причем в буквальном смысле. На фоне стремительного развития генеративных творческих моделей (извините, но «искусственным интеллектом» я их называть не хочу, потому что никакого интеллекта там нет) рассказ как бы обретает новый смысл, практически вторую жизнь, хотя конечно, никаких компьютеров в рассказе нет, а есть карандаш и логарифмическая линейка, но суть-то не в технических нюансах. А еще есть прекрасные персонажи, начиная с совершенно великолепного деда Филиппа, и именно поэтому рассказ хорош, несмотря на то, что на тему «формулы искусства» написано немало. И впрямь — останутся ли шедевры шедеврами, если «алгоритм шедевра» позволит плодить их миллионами? В общем, очень хорошее произведение.

"Загадочный пеленг", рис. Ю. Макарова
"Загадочный пеленг", рис. Ю. Макарова

2. Владимир Казаков, «Загадочный пеленг». Прекрасный военно-приключенческий детектив. Немецкие агенты в годы Великой Отечественной, таинственные передатчики, агенты глубокого внедрения, кропотливая работа контрразведки, динамичный сюжет, неожиданные повороты (хотя, признаюсь, к концу я уже начал догадываться, «кто садовник»). Читается, как и положено такому произведению, на одном дыхании.

3. Клиффорд Саймак, «Театр теней». На мой личный взгляд, это один из лучших рассказов грандмастера, хотя он ни разу не был даже номинирован на какую-то из премий. Главный его лейтмотив это, конечно, проблема моральной ответственности науки перед человечеством, только Саймак, конечно же, со свойственным ему тонким психологизмом фокусирует эту проблему «вовнутрь», в пространство индивидуальной психологии. Дискуссии ученых тут только подчеркивают главное: на вечные моральные вопросы, к сожалению, не бывает универсальных ответов (иначе они давно бы уже были найдены). Однако это не избавляет нас от необходимости как-то на них отвечать, когда эти самые вопросы встанут перед нами и посмотрят нам прямо в лицо. И раз за разом мы обнаруживаем, что не знаем, что им сказать и ответить, если воспользоваться финальными мыслями главного героя рассказа.

Безусловный «гвоздь номера», даже невзирая на то, что остальные произведения тоже вполне достойны внимания.

"Исчезновение Водрея", рис. В. Вакидина
"Исчезновение Водрея", рис. В. Вакидина

4. Владимир Михановский, «Стрела и колос». Михановский больше всего известен своим циклом о «белковых роботах», а в этом рассказе он отталкивается от прямо противоположной идеи вполне традиционных автоматических зондов, в какой-то мере обладающих интеллектом, во всяком случае достаточным, чтобы проявлять инициативу в отсутствие внешнего управления (вполне понятного по причине огромного расстояния до создателей этих зондов). Михановский, как обычно, сух и сдержан, но идея о таком опосредованном контакте двух цивилизаций достаточно интересна и своеобразно им обрисована.

5. Гилберт К. Честертон, «Исчезновение Водрея». Тут мне сказать нечего, потому что Честертон это Честертон, уникальный и неповторимый, патриарх детективного жанра, и прочая, и прочая. Отец Браун, как обычно, совершенно очарователен, дотошен и проницателен, сюжет закручен так, что до самого конца ничего не понятно, в общем — классика детектива и только.

Вот и весь номер. Прочитал с огромным удовольствием и могу смело рекомендовать его всем поклонникам легендарного альманаха. Отличные произведения, гармоничное сочетание основных жанров «Искателя» - все как мы любим! Проект, конечно, будет продолжаться, так что оставайтесь на канале — будет интересно!

Фэнтези
6588 интересуются