Жизнь Изольды Извицкой – один из ярких примеров того, что у лёгкой славы могут быть свои тёмные последствия. В один момент ты оказываешься на самой вершине мира, а уже завтра о тебе никто и не вспомнит. Сегодня фильм с тобой в главной роли номинируют на одну из престижнейших кинонаград мира, но уже совсем скоро роли первого плана сменяются на безмолвные появления и окончательный уход из кинематографа.
Детство, университет и первые роли
Изольда появилась на свет 21 июня 1932 года в Дзержинске. Отец её трудился химиком, а мать — преподавателем. К сожалению родители совсем не поддерживали творческие начинания Изольды. Сама Извицкая активно принимала участие в самодеятельности, демонстрируя свои актёрские навыки, которые хвалебно подмечали все её знакомые.
Об этом девушка писала в своём дневнике, но при этом всё ещё с большим скептицизмом смотрела на идею связывать свою жизнь с профессией актрисы. И всё же, в 1950 году, после окончания школы, она втайне подала документы во ВГИК. Приёмная комиссия оценила талант девушки, и с первой же попытки она была зачислена.
Первые её роли ещё в студенческие годы были эпизодическими. Первой стала роль Настеньки в кинокартине «”Богатырь” идёт в Марто» 1954 года. Далее последовало участие в таких проектах как «Тревожная молодость» и «Первый эшелон». Кстати, именно на съёмках она познакомилась со своим будущим супругом Эдуардом Бредуном.
До этого, в период обучения в университете, у Извицкой были отношения со студентом Вячеславом Коротковым. Уже закончив ВГИК, она три года прожила в гражданском браке с актёром Раднэром Муратовым.
Прорывная роль Марютки
1955 год, артистка заканчивает обучение во ВГИКе, а режиссёр Григорий Чухрай задумывается над съёмками экранизации повести Бориса Лавренёва «Сорок первый». Актёров на главные роли утвердили, вот правда они не смогли явиться на съёмки, это можно назвать уже двойным удачным совпадением.
Вместе, никому неизвестная, только что окончившая университет Изольда Извицкая и уже прославившийся благодаря фильму «Овод» Олег Стриженов сыграли культовый дуэт боевого стрелка Марютки Филатовны Басовой и Вадима Николаевича Говоруха-Отрока. И это был самый настоящий фурор.
Читайте также:
Фильм вышел в свет в 1956 году, произведя неизгладимое впечатление на публику. Марютка была сыграна просто великолепно. Изольда во всей красе смогла передать образ лучшего стрелка красноармейского боевого отряда, которая сталкивается со внутренними противоречивыми чувствами к пленному белогвардейцу.
Поразительно глубокая драматическая история, которая не получила бы столь прекрасной экранизации без своей неповторимой главной героини, вернее актрисы, воплотившей её образ не экране.
Уже в 1957 фильм оказался на Международном Каннском фестивале. Гостей из Москвы на Западе встретили достаточно холодно. Журналисты даже сделали недвусмысленный акцент на излишне грубой внешности Извицкой, сравнив её с «кавалеристом», что уж точно совсем далеко от правды. Изольда вне своей роли была утончённой и женственной натурой, и причём очень даже ранимой. Подобная нелестная критика сильно задела её чувства.
Как бы там ни было, невзирая на весь скептицизм зарубежных СМИ, жюри фестиваля высоко оценили картину. Она даже была удостоена награды «За поэтичность и оригинальный сценарий». Не обделили вниманием и главную героиню: лицо Изольды стало украшать обложки таких мировых изданий как New-York magazine и Le Parisien libere, а небольшой ресторанчик поблизости в Париже назвали в честь актрисы: «Isolda».
По возвращении на родину Изольду официально назначили членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это означало, что девушка без проблем могла выехать из страны и посмотреть мир. Она объездила половину Европы, Буэнос-Айрес, множество других городов.
Творческий кризис, депрессия и алкоголизм
Изольду настигла буквально моментальная слава. Её начали звать на главные роли в кинокартинах, но преимущественно это были комедии, что не сильно устраивало саму актрису.
Она хотела вновь вернуться к прописанному и серьёзному образу, который сможет завоевать сердца зрителей по всему миру. В 1950-х она снялась в кинокартинах «Неповторимая весна», «Поэт» и «К Чёрному морю». Стоит ли говорить, что все эти роли и близко не стояли с ролью Марютки?
Сама Извицкая не воспринимала эти картины слишком серьёзно. Она всегда исправно выполняла свои обязанности и делала всё необходимое, но при этом всё равно чувствовала отчаяние и опустошение глубоко внутри, что со временем становилось только заметнее.
Читайте также:
1960-е, актриса окончательно впадает в творческую фрустрацию и постепенное угасание стремления играть в кино. Главные роли сменились второстепенными, а затем и вовсе появлениями третьего плана. Слава ушла от неё также быстро, как и пришла. Изольда не могла до конца смириться с мыслью, что никогда не сможет достичь тех же успехов, что и после участия в фильме «Сорок первый».
Она начала пить, очень много пить, а её муж Бредун только способствовал этому. До встречи с ним Извицкая особо не пила, даже во время празднований и застолий, но с началом семейной жизни под влиянием супруга она сильно пристрастилась к спиртному. В один момент девушка узнала, что из-за последствий своего нездорового образа жизни никогда не сможет стать матерью.
В 1963 году – начались съёмки первого в истории Советского Союза многосерийного фильма «Вызываем огонь на себя» режиссёра Сергея Колосова. Главную роль исполнила Людмила Касаткина, а её подругу-разведчицу сыграла Извицкая.
Со слов Касаткиной, Изольда выглядела уж совсем плохо, а виной тому было пагубное влияние нерадивого мужа. Впрочем, несмотря на это, приходя на площадку она досконально справлялась со своей ролью. Все полтора года она проявляла себя на полную, словно бы в неё снова вернулась вера в себя и кинематограф.
Появилась надежда на чудо, лишь чтобы вскоре быть безжалостно растоптанной. После окончания съёмок она снова пристрастилась к спиртному. Дошло до того, что сам начальник актёрского отдела «Мосфильма» пригласил Извицкую к себе с предложением обратиться к наркологу, от чего она категорически отказалась.
Позднее актриса Татьяна Гаврилова говорила, что в 1968 году её подруга Людмила Марченко застала Изольду дома в плачевном состоянии: пьяная, с синяками по всему телу и многочисленными ссадинами. При этом девушка отказывалась говорить, кто это сделал.
Не в состоянии наблюдать за тем, как человек буквально умирает на их глазах, некоторые коллеги Изольды уговорили режиссёра Самсона Самсонова задействовать её в съёмках фильма «Каждый вечер в одиннадцать» от 1969 года, проходящих в Сочи. Эта роль стала последним появлением Извицкой в кино. Самое печальное – она была насколько мизерной, буквально-таки «немой», так как слов у неё не было, что многие зрители и не заметили присутствие некогда известной актрисы.
На этот раз, по возвращении домой в Москву актриса какое-то время снова начала жить нормальной жизнью, но и это счастье продлилось недолго. В 1971 году от неё уходит муж Эдуард. Это стало последней каплей для глубоко страдающей Изольды. Она закрылась в себе, не выходила из дома и ни с кем не разговаривала больше месяца. Всё могло так бы и продолжаться вплоть до самой её смерти, если бы не предложение играть в театре.
Последние дни жизни проведённые в театре
В Театре-студии киноактёра Извицкой предложили роль по пьесе Гусева «Слава». Внезапно, актриса даже приободрилась, снова вышла в люди и начала заучивать свою роль. Однако в феврале 1971 она внезапно пропала вновь. Обеспокоенные сотрудники театра тут же обратились к бывшему мужу Эдуарду. Он нашёл Изольду на полу в её квартире.
Смерть прошла мимо массовых СМИ, тогда о столь трагичном конце жизни некогда известной по всему миру актрисы в возрасте 38 лет написала лишь газета «Советская культура». В официальной причине смерти Бредун попросил указать: «Отравление организма неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы».
На самом деле всему виной было то, что из-за своего пагубного пристрастия Извицкая даже забывала о еде, а иногда ей просто не хватало денег на то, чтобы купить себе пропитание.