В Театре оперы и балета Удмуртии имени Чайковского будет солировать Леонид Железный – великолепный скрипач с удивительным звуком и участник двух Международных конкурсов имени… Чайковского
Путь к званию Музыканта
В вечере академической музыки, который состоится в Театре оперы и балета республики 22 января в 19:00 Государственный симфонический оркестр Удмуртии под управлением приглашенного дирижера Антона Шабурова исполнит произведения Александра Глазунова и Яна Сибелиуса, и в цикле из Шести юморесок финского композитора солирующую партию исполнит Леонид Железный.
Продолжая анонсировать предстоящее событие, Удмуртская филармония подняла собственные архивные публикации, из которых легко можно было набрать несколько крылатых фраз незаурядного – утонченного, чувственного и одновременно экспрессивного – скрипача, который в своей профессиональной, эстетической, художнической и личностной эволюции идет по пути, ведущему его к большому званию – Музыканта.
Невиданное влияние «Пиковой дамы»
Театральная сцена, на которой уже очень скоро предстоит выступить Леониду Железному в Ижевске, освежила в памяти признание скрипача о том, что в течение нескольких лет он работал в оркестре удивительного московского театра «Геликон-опера».
– И именно так я получил прекрасную возможность для близкого знакомства с настоящими оперными шедеврами Петра Ильич Чайковского – «Евгением Онегиным», «Мазепой» и «Пиковой дамой», – в голосе и интонациях Леонида Железного ощущалась непритворная откровенность. – Причем после того, как я соприкоснулся с этими операми, затем практически все сочинения Чайковского – концерты, камерные произведения или пять пьес для скрипки с оркестром – стали восприниматься абсолютно по-другому…
– Некоторые музыканты, перед тем как войти в оркестровую яму на «Пиковую даму», осеняют себя крестным знамением. А какой была ваша история соприкосновения с этой оперой? – непраздно поинтересовался у собеседника осенью 2022 года филармонический обозреватель.
– Вы знаете, этот вопрос мне еще никто не задавал! – воскликнул скрипач, взял паузу на размышление и затем выдал еще одно откровение. – На музыкантов, которые играют эту оперу Чайковского, она оказывает какое-то невиданное влияние. Возьмите финальный хор – ну, просто не подобрать слова к тому, что испытывают в этот момент все – музыканты, певцы, дирижеры… И после исполнения «Пиковой дамы» ты выходишь с работы с необъяснимым и неповторимым ощущением того, что «полностью закончился». Возникает чувство, что из тебя выжали всю энергию, но при этом в твоем физическом и психическом состоянии есть что-то такое, что тебе нравится, когда ты понимаешь, что созерцал и проникся в некое таинство великого музыкального искусства и в эту самую минуту в твою голову приходят мысли религиозно-философского содержания. Вроде бы сейчас я опять говорю всем известные истины, какие-то банальности, но после «Пиковой дамы» в реальности это происходит у меня именно так! Скажу больше, в какой-то момент я уловил в себе переживания, из которых мне вовсе не хотелось выходить. И, поверьте, это было совсем небезопасно…
Созерцательное творческое кредо
– А как можно сегодня играть Скрипичный концерт Чайковского, если ты не слышал великие оперы Петра Ильича?! – от трансляции своих психических состояний после «Пиковой дамы» Леонид Железный совершил легатный переход к другой теме – личному подходу в обращении к музыкальным произведениям и отборе их в собственный репертуар. – Наверное, это самый банальный пример, в котором нет ничего сверхъестественного. Но он очень показателен, потому как с раннего детства меня учили созерцательно-творческому подходу в выборе музыки.
Скрипач говорил о большой сумме мотивов, когда от внимания исполнителя не уходит не только партитура конкретного произведения композитора, но и другие его сочинения в разных жанрах и формах. При этом к ним добавляются штрихи, эскизы и этюды из личностных характеристик автора, его отношений с окружающими людьми, коллегами и даже исторический контекст эпохи, которые в конечном итоге влияют и складываются в музыку.
– Подобный подход необходим мне для того, чтобы воспитывать в себе и затем поддерживать тонкое чувство стиля и тогда в твоем исполнении музыка разных композиторов и эпох не будет звучать одинаково, – Леонид Железный приоткрыл одну из граней своего творческого кредо.
В готовности к перевоплощениям
Надо сказать, что примеров перехода музыкантов-струнников из глубин оркестра и даже с первых пультов в солисты, на авансцену, не столь много и потому Леонид Железный соглашается с тем, что в этом переключении ему было психологически непросто перенастроить свой «внутренний аппарат».
– Прежде я не считал себя только сольным или наоборот исключительно оркестровым музыкантом. Мне всегда было интересно и то и другое. Тем более что моя сольная концертная жизнь начала обрастать событиями именно в тот период, когда я работал в театре, и мне приходилось совмещать две стези. Но однажды я столкнулся с ситуацией, когда в течение длительного времени в моем графике не было ни одного сольного концерта, и всё это время я играл по нотам в оркестровой яме. Несмотря на то, что я очень люблю это делать – все-таки в нотных текстах у композиторов столько всего заложено и каждое новое исполнение приносило мне новые важные открытия: «Ого! А в предыдущий раз вот эту точку в партитуре я не разглядел!», в дальнейшем обратная перенастройка на сольные выступления потребовала от меня серьезных усилий. С другой стороны, все мы живые люди и себя необходимо подготавливать к этим перевоплощениям.
Объемы знаний и практик для прогресса
Можно близко к истине предположить, что готовность к этим перевоплощениям Леонид Железный проходил, репетировал и тренировал в общении с педагогами. Тем более, что по словам самого скрипача, в жизни ему посчастливилось встречаться с несколькими прекрасными Учителями.
– Это дало мне большой объем творческих знаний, которые позволяют прогрессировать в профессии, – сказал музыкант, а с недавних пор и педагог в Московской консерватории. – Порой это происходит сразу, нередко спустя какое-то время, но каждый состоявшийся артист должен брать от своих учителей именно то, что ему нужно, полезно, что позволит в дальнейшем продолжать совершенствование и грамотно художественно выражать собственные творческие идеи и замыслы. К тому же на таком сложном инструменте как скрипка, где помимо музыкальной одаренности нужно обладать серьезными знаниями, а также недюжинным теоретическим и практическим опытом.
Эмоции для взлёта и для памятного фото
Перед январским событием не лишним будет напомнить, что два предыдущих гастрольных визита Леонида Железного на родину Чайковского состоялись в 2022 году.
Сначала этот музыкант сыграл у нас летом в составе «экспедиционного корпуса» виолончелиста Бориса Андрианова, снарядившего в родниковый край вторую по счету фестивальную «Музыкальную экспедицию», а в ноябре исполнением Скрипичного концерта Петра Ильича поздравил «удмуртскую симфонию» с юбилейной датой – 30-летием со дня создания оркестра.
– Июньская моя поездка оказалась для меня совершеннейшим открытием! – поделился тогда музыкант. – Формат фестиваля Бори Андрианова оказался не совсем привычным для меня, но очень понравился. За два дня мы дали пять концертов в разных городах Удмуртии на открытых площадках, которые посетили очень много любителей музыки. При этом мне удалось увидеть живописные пейзажи родины Чайковского и позволило эмоционально перезагрузиться. Наконец, я побывал в музее-усадьбе Петра Ильича в Воткинске и это посещение произвело на меня настолько сильное впечатление, что я не сдержался в проявлении эмоций и сделал то, что делать, наверное, делать было не нужно… Я взлетел на памятник композитору и сфотографировался с ним! – рассмеялся Леонид Железный.
– Лёня, а можете раскрыть свой личный плейлист скрипичной музыки, который вы обязательно порекомендовали бы к исполнению молодым коллегам и к прослушиванию для меломанов? – несколько невпопад логике разговора спросил интервьюер под окончание встречи.
– С удовольствием назову! – живо откликнулся скрипач и наша встреча получила еще одну яркую искреннюю краску. – Первый концерт Моцарта – совершенно гениальная музыка, которая показывает музыканта и то как он чувствует музыку. Затем Вторую сонату для скрипки и фортепиано Шумана, Трио «Памяти великого художника» Чайковского и, конечно, Второй концерт Дмитрия Дмитриевича Шостаковича!
Текст: Александр Поскребышев