Как я уже писала, моя старшая дочь вышла в этом году на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). В начале января ей, как и остальным призерам московского муниципального этапа, пришло приглашение на сборы от Центра педагогического мастерства (ЦПМ). А это целая неделя интенсивных лекций (дистанционных) и выполнение огромного количества домашних заданий. Расписание просто убийственное — с девяти утра до пяти вечера с небольшими перерывами, в течение шести дней. Конечно, пришлось отпрашиваться из школы (и потом все придется нагонять самостоятельно). Но зато совершенно бесплатно и занятия проводят тренеры сборной Москвы. Да, на заключительный этап ВсОШ школьники приезжают в составе сборных своего региона и у каждой сборной есть команда тренеров. Все как в большом спорте.
По результатам дистанционных сборов отберут две небольших группы самых перспективных ребят. Их пригласят на очные занятия в ЦПМ, которые пройдут прямо накануне регионального этапа. Расписание будет такое же плотное. И те, кто отберется на очное обучение, видимо, снова пропустят школу. Итого, даже не доходя до заключительного этапа, ребенок, участвующий во ВсОШ, минимум, две недели не посещает школу и не учит ничего, кроме профильного предмета.
Если речь идет о двух-трех неделях в году, думаю, ничего страшного. Но ведь тот же ЦПМ несколько лет назад открыл собственную школу, где, судя по отзывам, отношение к учебе примерно такое же, как на сборах — с утра до вечера занимайся любимым предметом, а остальные можешь игнорировать. Причем, в школу главным образом приглашают, как минимум, призеров региональных этапов ВсОШ и победителей Московской олимпиады школьников (МОШ). Можно поступить и без этого, но профильные экзамены, как говорят, очень сложные. В результате, школа ЦПМ стабильно в верхних частях рейтингов, что при таком подходе объяснимо. Но что получат ее выпускники, кроме БВИ по любимому предмету? Как мне кажется, однобокое образование. И ничего хорошего я в этом не вижу.
Например, бывший одноклассник моей дочери, меняя престижную московскую школу на ЦПМ, так и сказал: “Не хочу больше распыляться на то, что мне неинтересно. Буду заниматься только своим любимым”. Мне такая позиция не близка, но это был выбор ребенка и его родителей (в этом случае скорее ребенка, потому что он очень увлеченный и характерный). Кстати, в нашей школе учительница профильного предмета его не поддержала, уточнив, что хорошему специалисту надо многое знать и за границами своей области интересов.
При этом другой одноклассник от перехода в школу ЦПМ отказался, потому что “на одной математике свет клином не сошелся”. Правда, из нашей школы с широким набором предметов в седьмом классе он перешел в знаменитый физмат. Кстати, в сильных физико-математических школах и остальные предметы тоже хорошо преподают — лучше, чем в обычных районных.
Вот родительский отзыв о школе ЦПМ уже из интернета: “Профиль очень сильный, остальное — хуже, чем в дворовых школах, поэтому если нужны предметы для ЕГЭ, то репетиторы. Как правило, в школе дети “грызут” профиль и 1-2 репетитора еще по другим предметам”.
Однако есть и прямо противоположные мнения и было бы нечестно их не привести. “У ребенка, кроме серьезного уровня профильных предметов (Биология), есть сильный учитель по профильной математике (уж никак нельзя сравнить с дворовой школой) и очень хороший английский. Ребенок в восторге от учителя литературы. Разница со старой школой значительна”, — пишет родитель одного из учеников школы ЦПМ.
Если действительно так, как в последнем отзыве, то никаких вопросов к ЦПМ у меня нет. Просто еще одна сильная московская школа, делающая ставку на олимпиадников. Но если, кроме профильного предмета ничего не учат (как говорят знакомые мне дети), то такой подход в обучении школьников мне совсем не близок. Хорошее разностороннее образование важно. Дело в том, что сегодня и в науке, и во многих перспективных областях экономики востребована междисциплинарность. Человек, который может и то, и это, и способен быстро вникнуть в прежде незнакомую область — нарасхват. А такого человека без разностороннего образования не будет.
Кстати, проблемы у тех, кто сосредоточился только на одном профильном предмете, могут начаться сразу после школы. Помню, как-то на родительском интернет-форуме встретила пост мамы, которая спрашивала, как выучить английский за лето. Оказалось, что ее сын по БВИ поступил на очень престижную специальность в ВШЭ. После зачисления они осознали, что половина предметов будет преподаваться на английском. А знания английского нулевые, ведь ребенок все силы в школе бросил на то, чтобы взять Всеросс (так еще называют ВсОШ).
В общем, на мой взгляд, сомнительная затея позволить школьнику учить только то, что ему интересно. А как вы считаете, что правильнее — широкое образование или сосредоточение на одном-единственном профильном предмете?
P.S. Вспомнился почему-то отрывок из выступления Михаила Задорнова: “Если американский врач специалист по левой ноздре, то он все будет знать про эту левую ноздрю. А от лечения правой может и отказаться, потому что он про нее мало знает”. (это не дословная цитата, а мой пересказ)