В первой части моей статьи было подробно рассказано про транспортные новости 2023-го года в двух столицах России - Москве и Санкт-Петербурге.
Но, как любят говорить многие: Москва и Санкт-Петербург - это ещё не вся Россия. И я с ними соглашусь.Поэтому, давайте перенесёмся в регионы.
И начнём мы, пожалуй, с Тулы.
В 2022 году в Тулу по национальному проекту «БКАД» поставили 17 новых трамваев 71-911ЕМ «Львёнок» производства ПК «ТС», которые с 15 июня вышли сначала на 10, а затем ещё на 3 и 13 маршруты.
«Львёнок» - первый в мире односекционный полностью низкопольный трамвайный вагон, который пошёл в серию. Производится в России, на заводе ПК «ТС» в Санкт-Петербурге.
В 2024 году в Тулу поставят ещё 27 вагонов этой модели, а в 2025 году – ещё 5 вагонов.
Летом 2023 года был проведён второй этап реконструкции трамвайной линии в Криволучье. Первый этап реконструкции этого участка проведён летом 2022 года. Также, летом 2022 года была проведена реконструкция трамвайных путей на Проспекте Ленина - на участке от ул. Станиславского до Педагогического университета.
Обновление городского транспорта по нацпроекту "БКАД" - это настоящее спасение для городов с небольшими бюджетами. Сам нацпроект появился в 2018 году, программу обновления транспорта по нему ввели в 2020 году. Суть его вот в чём: ежегодно заявку на обновление транспорта по нацпроекту "БКАД" могут подать 30 городских агломераций РФ. Федеральная комиссия приезжает в каждую из них, чтобы оценить состояние дорожного или рельсового полотна маршрута, на котором будет эксплуатироваться новый транспорт. Оценивает пассажиропоток маршрута, его длину и прочие параметры. Оценивает состояние уже имеющегося подвижного состава. После этого выявляют 11 агломераций-победителей, которым федеральный бюджет компенсирует 60% затрат на закупку нового транспорта по нацпроекту "БКАД". Остальные 40% берут на себя региональный, муниципальный бюджеты и бюджет муниципального перевозчика (последний - не так часто, т.к. муниципальные перевозчики в большинстве городов убыточны и сами нуждаются в дотациях). Заявку на обновление транспорта по нацпроекту может подать любая городская агломерация России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.
Ну а теперь давайте перейдём к шинному транспорту.
В начале октября в Тулу поставили 25 новых автобусов ЛиАЗ-5292.65, которые сразу же вышли на улицы города.
Автобусы оснащены системами климат-контроля. Салоны автобусов оснащены валидаторами для оплаты проезда возле каждой двери.
P.S. Бампер лучше было бы сделать тоже белым. А то, как будто, они уже в аварии побывали.
Новые автобусы полностью укомплектовали новый муниципальный маршрут номер 10Л, который следует из посёлка "Иншинский" через трассу Р-132, Калужское шоссе, ул. Рязанскую, Восточный обвод, ул. Металлургов, ул. Гастелло, ул. Кутузова, ул. Вильямса, 1-й пр-д Марины Расковой, ул. Ушинского до нового Областного онкологического диспансера. Новый маршрут с 25 декабря 2023 года заменил маршрутку 10, следовавшую по тому же маршруту (извиняюсь за тавтологию). Ежедневно на маршрут 10Л выходят 6 новых автобусов. Маршрут работает с 06:16 до 23:37. Интервал движения на новом маршруте составляет 20 минут.
Также, новые автобусы вышли на ещё один новый муниципальный маршрут номер 6 (Московский вокзал - Автовокзал - Онкологический диспансер), запущенный с 9 января 2024 года. На этот маршрут вышли также 6 новых автобусов. Маршрут работает с 06:30 до 23:10. Интервал движения составляет те же 20 минут.
Остальные 13 новых автобусов распределены по другим маршрутам города.
Вы думаете, это всё? Ха,😁 как бы не так😏.
В начале декабря в Тулу привезли 10 автобусов нового поколения ГАЗ «Sitymax-9».
Эти автобусы способны перевозить до 77 пассажиров. В салоне предусмотрены 25 сидячих мест. Из них 4 места – для людей с ограниченными возможностями. В этих автобусах также возможно провести две детские или инвалидные коляски (лучше, конечно, первое).
Эти автобусы также оснащены системами климат-контроля и USB-зарядками для телефонов.
Выбор в пользу автобусов среднего класса был сделан не случайно. Они будут обслуживать 12 и 18 маршруты Тульского автобуса. По 5 машин на каждый маршрут. На этих маршрутах есть участки, где трудно проехать большим ЛиАЗам. Поэтому, были закуплены 10 автобусов среднего класса.
До конца 2024 года Тула планирует закупить по различным программам ещё 99 новых автобусов.
К середине 2024 года по Туле будут курсировать 124 новых автобуса, что почти полностью обновит автобусный парк "Тулгорэлектротранса". К концу 2024 года по Туле будут курсировать уже 185 новых автобусов.
- ЯАвтобус
- А ЯТрамвай
1 апреля 2023 года в Ярославле стартовал третий этап транспортной реформы. В рамках реформы по концессионному соглашению с компанией «Мовиста» были закуплены новые автобусы и трамваи.
Новые автобусы Ярославля имеют ярко-жёлтый окрас с надписью «ЯАвтобус», что делает эти машины более привлекательными для жителей.
Каждый автобус оснащён кондиционером и системой охлаждения воздуха.
Для пассажиров предусмотрены сидячие и стоячие места. Автобусы оснащены мягкой подвеской, что позволяет снизить уровень вибрации и шума во время поездки.
Новые автобусы оснащены системой видеонаблюдения и GPS, что обеспечивает безопасность и контроль за движением общественного транспорта. Это позволяет улучшить качество общественного транспорта и повысить безопасность пассажиров.
Новые автобусы способствуют повышения комфорта и безопасности пассажиров. Новый подвижной состав, безусловно, увеличивает пассажиропоток городского транспорта в целом.
Концессионер Ярославского транспорта выдвинул производителям ряд требований для новых автобусов:
1. Возраст не старше 1 года на момент выхода на маршруты.
2. Низкий пол.
3. Адаптация для маломобильных групп граждан.
4. Наличие видеонаблюдения.
5. Наличие речевого и визуального информирования пассажиров.
6. Учёт пассажиров.
7. Наличие валидаторов в салоне.
В результате реформы количество подвижного состава Ярославского автобуса увеличилось до 607 единиц, что на 19 машин больше, чем в 2021 и 2022 годах. На большинстве маршрутов сократились интервалы движения. Однако, есть и минус: на маршрутах 41а и 42 исчезли автобусы-гармошки. Все автобусы города теперь "одиночные". К счастью, это единственный минус реформы. Основными автобусами, обслуживающими городскую автобусную сеть, стали автобусы большого (225 единиц на 15 маршрутах), среднего (355 единиц на 43 маршрутах) и малого (54 единицы на 8 маршрутах) классов. Самый главный плюс реформы, на мой взгляд, - это ликвидация в Ярославле маршруток.
Таким образом, новые жёлтые, яркие, красивые и современные автобусы способствуют повышению качества поездок и увеличению комфорта для пассажиров. Транспортная реформа Ярославля может служить примером для городов, которые стрямятся создать комфортную и эффективную транспортную систему.
В результате транспортной реформы началось капитальное обновление трамвайной сети Ярославля. Напомню, что 27 декабря 2022 года было подписано концессионное соглашение между Правительством Ярославской области и компанией ООО "Мовиста" сроком на 30 лет. Концессионер модернизирует всю трамвайную сеть города, а это - 45,3 км путей, восемь тяговых подстанций, два путепровода, трамвайное депо.
Объём инвестиций в модернизацию оценивается в 19,7 млрд. руб. Привлекаются средства госкорпорации "ВЭБ.РФ", ФНБ, федеральные субсидии и региональное софинансирование, а также собственные средства компании "Мовиста". Реализация проекта продлиться по 2025 год включительно. В 2023 году были полностью реконструированы пути в Дзержинском районе города.
10 июня 2023 года в Ярославль прибыл первый трамвай модели "Львёнок", производства ПК "ТС". До конца 2023 года в город поступили ещё 4 вагона этой же модели. Всего город закупил 47 вагонов модели "Львёнок", из которых 5 уже доставлены, ещё 42 прибудут в 2024 году.
Концессия - это форма партнёрства между государственными структурами и частным предприятием. В данном случае город подписывает соглашение с частным концерном, согласно которому транспортная сеть передаётся в аренду частному концерну на срок от 10 до 30 лет (как правило). За первые несколько лет концессии концерн вкладывает средства в капитальную реконструкцию всей сети. Затем, в течение указанного в соглашении срока, транспортная сеть является собственностью частного концерна. Прибыль от работы данной сети идёт не городу, а частному концерну. Цены на проезд не отличаются от цен в муниципальном транспорте. Этот нюанс обычно оговорён в соглашении. В случае убыточности сети, город, опять же в соответствии с соглашением, обязуется компенсировать концессионеру убытки. По истечении срока концессии транспортная сеть возвращается в собственность города.
"Зелёная" реформа в Курске
В июне 2023 года, в рамках транспортной реформы, Курск получил 26 машин ГАЗель-City, окрашенных в городскую зелёную ливрею.
1 июля в городе стартовал пятый этап транспортной реформы.
В июле "ВТБ-Лизинг" передал городу 46 автобусов ПАЗ-"Vector-NEXT".
12 июля в город поступила первая партия новых Волжских автобусов Volgabus-4298.G4, произведённых российской частной корпорацией Bakulin Motors Group, и которые с 1 августа курсируют по маршрутам 28М, 35М, 82М и 85М.
С 1 сентября в Курске запустили ещё 30 автобусов Volgabus-4298.G4, которые вышли на маршруты 15М, 94Г и 98Г (по 10 на каждый маршрут).
В 2022 году Правительство Курской области заключило контракт с ООО "Волгоградский автобусный парк". Новый перевозчик приобрёл для города, по нацпроекту "БКАД", 50 новых автобусов Volgabus-5270.G4, произведённых в Волгоградской области, которые с 1 января 2023 года вышли на маршруты 41, 46, 50 (по 16 на каждый маршрут, 2 - в резерве).
В том же 2022 году предприятие МУП "ПАТП города Курска" начало эксплуатацию подержаных ЛиАЗ-5292.21, переданных из Москвы.
"Старые-новые" Московские автобусы вышли на маршруты 7, 18, 36, 46 (до 1 января 2023), 50 (до 1 января 2023), 53.
Но, вернёмся в 2023 год. С 1 октября маршруты 18Г, 22Г, 80М, 93М перешли на новую транспортную модель. Обслуживать маршруты начал ООО "Волгоградский автобусный парк" с подвижным составом Volgabus-4298.G4.
С 1 января 2024 года в Курске начали поэтапную отмену маршруток.
В январе 2023 года в Курске списаны последние троллейбусы моделей ЛиАЗ-5280 и ВМЗ-5298.
15 марта 2023 года в Курск прибыли первые 2 троллейбуса модели "Адмирал" производства ПК "ТС", произведённые в Саратовской области, поставленные в город по нацпроекту "БКАД".
В апреле 2023 года началась эксплуатация троллейбусов "Адмирал" на маршруте 11, который соединяет Проспект Анатолия Дериглазова и Красную площадь.
До конца года в город поставлено ещё 13 троллейбусов этой модели. Всего за 2023 год в Курск поставлено 15 "Адмиралов".
Все машины новые. Они оборудованы валидаторами, USB-портами для зарядки гаджетов, бесплатным Wi-Fi, системой подсчёта пассажиров, а также системой "Говорящий город", которая позволяет маломобильным пассажирам комфортно передвигаться в городской среде.
Кроме современного салона и низкого уровня пола, троллейбус оснащён кнопками адресного открытия дверей, что позволяет не открывать все двери и не остужать салон в холодное время года.
"Адмирал" производится российской частной корпорацией "Транспортные Системы" (той же, что производит трамваи "Львёнок" и "Витязь-М") на заводе в городе Энгельс в Саратовской области. Машины производятся полностью из российских комплектующих.
Саму троллейбусную сеть города тоже отдали в концессию.
В 2023 году завершена эксплуатация троллейбусов модели "ТролЗа-Мегаполис".
А теперь давайте перенесёмся на рельсы, ведь "зелёная" транспортная реформа добралась и до трамваев.
Ну и конечно, куда же без них:) "Львята" покоряют Россию! Не обошли они и Курск.
Первый "Львёнок" в город был доставлен в декабре 2022 года для испытаний. Модель прижилась и в этом городе. За 2023 год в Курск поставили ещё 7 вагонов этой модели. Всего город закупил 22 вагона модели "Львёнок", которые будут поставлены уже в 2024 году.
С 1 апреля 2023 года началась реконструкция трамвайных путей на участке Восточное депо - АПЗ-20. Трамвайный маршрут 1, в связи с этим, был переведён на укороченную трассировку до завода "Электроагрегат".
С 10 мая 2023 года началась реконструкция трамвайных путей на участке ул. Октябрьская - Железнодорожный вокзал. Трамвайные маршруты 2 и 4 были укорочены до конечной станции "Хлебозавод".
С 1 июля 2023 года вся трасса маршрута 1 была закрыта на реконструкцию.
С 29 августа 2023 года полностью прекращено движение на участке от Восточного депо до станции "Хлебозавод" в связи с началом реконструкции этого участка.
С 2023 по 2025 гг. будет проведена реконструкция путей и контактной сети маршрутов 1 и 4, реконструкция Восточного депо и тяговых подстанций.
С 2025 по 2027 гг. будет проведена реконструкция маршрута 3, строительство линии от ул. Ольховской до ГКЦ "Лира", реконструкция тяговых подстанций.
С 2027 по 2030 гг. будет построена линия ул. Сумская - проспект В. Клыкова - ул. Бойцов 9-й дивизии - ул. Верхняя Луговая. Строительство данной линии заложено в генплан города и в концессионное соглашение.
Но это ещё не всё! В 2023 году в Курске запустили... барабанная дробь... электробусы!
15 августа 2022 года Правительство Курской области заключило концессионное соглашение с ООО "Группа Мовиста".
8 октября 2023 года в Курск прибыли 10 новых электробусов "КамАЗ-6282". Машины поставлены в город по национальному проекту "БКАД". 25 ноября на конечной остановке маршрута 7Э начался монтаж зарядных станций для электробусов. 28 ноября началась обкатка электробусов без пассажиров. 1 декабря открыто движение электробусов с пассажирами по маршруту 7Э: Онкологический центр - Московская площадь. 18 декабря в Курск на испытания прибыл электробус нового поколения "Генерал" производства ПК "ТС".
На этом в данной части всё. Но мы не прощаемся с циклом статей про итоги транспорта в России в 2023 году. Впереди ещё много частей. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки статье! До встречи в следующей части!:)