Найти тему
Крымская газета

Позывные "Болгар" и "Ман": авдеевское направление и ремонт военной техники

Фото: Елена Сахарова
Фото: Елена Сахарова

«Парни очень скромные, но незаменимые, трудяги» – так отрекомендовал двух бойцов штурмовой бригады их командир. Знакомьтесь: младший лейтенант Виорэл (позывной Болгар) и водитель-механик рядовой Артём (позывной Ман), который летает по передовой на первой космической скорости и из любого транспорта может собрать вездеход.

РАССЛАБЛЯТЬСЯ РАНО

Молодой русский парень с румынским именем Виорэл с момента подписания контракта служит почти 10 лет. Он кадровый военный. Награждён медалью за «За боевые заслуги», орденом «За Отвагу» и орденом Суворова.

В зоне СВО работал на кременском направлении у села Невского. В самом начале службы вместе с товарищем Болгар отразил нападение вражеской группы, превышающей их по численности. За эту операцию боец награждён орденом Суворова. Сам Виорэл к подвигам относится сдержанно:

– Каждое задание требует максимальной собранности и максимальной самоотдачи. Всё зависит только от твоей подготовки и внимательности. Когда задание выполнено, ты понимаешь: твои товарищи останутся живы. Ордена здесь скорее метки времени. Чем дольше работаешь, тем больше накапливается заслуг. Никто же не будет себя хвалить за классно сделанную работу – завтра будет другая. А награда – это такой бонус, накопительный кешбэк. Чем дольше служишь, тем слаще плюшки. Мы их, наверное, потом оценим, сейчас высшая награда – спасённые жизни.

Было одно событие в жизни Болгара, которое забыть очень сложно. Он был участником знакового события – форсирования реки Северный Донец близ селения Белогоровка.

– Как мы там бились, написано в «Википедии». Случайно наткнулся в Интернете, стал читать и понял, как она иногда сильно привирает… Не было у нас огромных потерь, как написано. Все действия командования велись слаженно. Измотали нас, конечно, изрядно, по времени всё было не быстро, но мы и не ждали лёгкой победы, – говорит он. И продолжает: – Вы меня спросите, что помогает преодолевать трудности, скажу честно – устав. Всем мальчишкам неопытным советую, тем, кто собирается идти по контракту, советую: читайте устав вдумчиво. Там есть строка: «…будьте готовы стойко переносить тяготы и лишения армейской службы». Никто не знает, какие именно тяготы, но они бывают у всех.

Офицер неспроста напоминает, что авдеевское направление, где сейчас работают ребята, сравнивают с Бахмутом. И здесь враг сидит плотно, но российским военнослужащим известны все их слабые позиции, поэтому будут методично перемалывать противника.

– Для меня понятие «нацизм» раскрывается очень просто – это война против всех. Против человечности. Мы видим их жестокость со своими товарищами. Они не хоронят убитых, не уносят раненых из-под обстрелов. Такая армия обречена, нет в ней ни патриотов, ни героев… Боль, страх – и больше ничего, – замечает он.

Младшему лейтенанту Болгару предстоит долгая служба. Он служил до начала СВО и останется защищать Родину после того, как задачи спецоперации будут выполнены. По контракту его служба завершится только через девять лет.

– Мы чувствуем, что всё близится к финалу, но расслабляться рано. В праздники тоже отдыхать не собирались, всем известно, что та сторона любит провокации. Сила русского солдата в том, что мы друг за друга горой стоим, своих не бросаем. В нас нет ненависти, есть чувство справедливости и братства. Такая броня непробиваема.

Фото: Елена Сахарова
Фото: Елена Сахарова

БЕДА ЗАБЫВЧИВЫМ

Водитель–механик с позывным Ман срочную службу провёл в Чеченской кампании. Уже тогда он понял, как важна техника на поле боя – надёжная и безопасная.

– Сравнивать эти два конфликта невозможно. Тогда самой большой трудностью был местный ландшафт. Но там нас не выслеживали коптеры, которые по основному предназначению должны поля удобрять. Здесь совершенно нечестная игра. Для меня стало очевидно, что я должен быть быстрее и незаметнее всех с самого начала. Везёшь парней на «Урале» – над тобой только брезент, маскировочная сетка и Бог. У тяжёлой техники броня, а мы как мишень под открытым небом. Я научился двигаться так, чтобы всех сохранить, – рассказывает он.

Надо сказать, что за год военных действий под ним взорвались три грузовика. Прошлой осенью боец отметил второе рождение. Остановился в лесополосе отдохнуть. Спрятал машину, но её тут же накрыло. Ман даже не знает, какая высшая сила заставила его выйти покурить в тот момент…

– Самая большая трудность на передовой – чинить технику. Ну нет тут ни автосервисов, ни магазинов с запчастями. Иногда собираем из двух «погибших» машин одну. Иногда волонтёры выручают, привозят нужную деталь. Но чаще всего лежишь на брюхе и уговариваешь «ласточку» поработать ещё чуток. Техника здесь такая же боевая единица, как мы все. Нужен человеческий подход, – говорит он. – Меня всё время спасает «чуйка», я даже устал считать свои спасения. Однажды ехал уже затемно к своим. Связь с ротным пропала. Встал в кустиках, курю. Вдруг сотовый звонит: «Тёма, убирайся оттуда мухой, следят за тобой, ты не у себя дома уже»… Оказывается, что в 50 метрах от меня была засада – наблюдательный пункт врага. Но я снова выбрался невредимым. Хороший ангел-хранитель у меня – такой же быстрый, как я.

Артём – механик от Бога, а за рулём военной техники он просто ас. Выходя на задание, он не надевает каску и броник, хотя все трудности разделяет с товарищами-снайперами в равной степени.

А ещё у него есть особый талант: развозит по подразделениям гуманитарную помощь, и у него глаз-алмаз – как только приходит такой груз, точно знает, кому что дать:

– Совсем недавно нам две фуры тёплых вещей, утеплитель для блиндажей привезли. Я уже подумал: запас будет. Но буквально через день у наших соседей – разведчиков – прилёт был. Всё подчистую сгорело, склад с одеждой, постройки. Я поехал парней одевать. Такие счастливые были. А мне приятно, – рассказал боец.

Сегодня наш герой – водитель автомобиля «Ахмат», нового, бронированного, надёжного. Казалось бы, можно успокоиться, но нет:

– Охотятся за ними, трофейные они. На секунду его нельзя оставить без укрытия. А значит, что? Значит, двигаемся мы ещё быстрее, хитрим, уворачиваемся. Автомобиль нужно чувствовать, понимать и уважать, – считает он.

В победе над украинскими боевиками и их иностранными соплеменниками Ман абсолютно уверен:

– Чем закончится эта история, знают все, кроме тех, кто против нас. Русские приходят и выигрывают. Мы это знаем. Беда тем, кто это забыл, – напоминает он.

Елена САХАРОВА