Популярная культура стерла границы, которые археология проводит между поиском сокровищ и методичными раскопками. Если поскрести многих археологов, то найдешь Индиану Джонса – ученого, вдохновленного волнением от того, что ступаешь в пространства, где, кажется, время остановилось.
Похоронные обычаи в Древнем Египте предполагали, что всех, кто мог себе это позволить и кому это было позволено ( а в Стране Фараонов это вовсе не всегда совпадало!!!) хоронили с личными вещами, подношениями и ритуальным инвентарем, необходимыми для их дальнейшего существования в Загробной жизни. Это означало, что драгоценные металлы и редкие камни были изъяты из обращения и запечатаны в гробницах. Уже в древности воры пренебрегали моральными нормами и рисковали смертью, чтобы завладеть этим богатством.
А ведь они читали вот такие предупреждения:
"Все люди, которые войдут в эту гробницу, которые сотворят зло против этой гробницы и разрушат ее, пусть крокодил будет против них в воде, а змеи - на суше. Пусть бегемот будет против них в воде, а скорпион - на суше."
Позднее, средневековые арабы проявили интерес к древностям, который почти не учитывается в истории египтологии, в центре внимания которой - западные источники.
Говорят, что правитель девятого века Ибн Тулун, катаясь верхом на лошади, буквально споткнулся о зарытые сокровища. На вырученные деньги он построил больницу, помогал бедным и основал гильдии "искателей" ("муталибун"), которые платили 20-процентный налог с того, что находили. Однако, некоторые арабские ученые выразили сожаление по поводу ущерба, который охота за сокровищами нанесла таким местам, как пирамиды Гизы и прилегающие к ним некрополи, где, по слухам, джинны наказывали воров или, по крайней мере, пугали их до полусмерти. Историк Ибн- Халдун в 14 веке считал охоту за сокровищами признаком морального разложения общества, а искателей сокровищ "неверными", потому что они активно использовали магию для своих целей.
Тем не менее, в руководствах по поиску сокровищ, написанных в то время, был налет алхимических устремлений, которые описывали практику не как средство к обогащению, а как стремление к самосовершенствованию!!!
Разграбление гробниц продолжалось на протяжении веков, и когда археологи прибыли в Египет в конце 19 века, они практически не нашли неповрежденных усыпальниц.
Зато местные обогащались, торгуя тем, что только могли найти!!!
А если товар "не шёл", то его просто выкидывали. Или использовали в бытовых целях.
В современном исламском Египте власти строят стены высотой семь метров, чтобы отделить археологические памятники от жилых районов, а также разрушают загоны для животных, дома и деревни, которые угрожают памятникам или... иностранному туризму.
Да, да, не стоит обманываться: современные "египтяне" очень плохо заботятся о своем наследии, в то время как последствия неравенства и военного положения реальны. Неудивительно, что руководства по поиску сокровищ все еще циркулируют, а незаконные раскопки ежегодно приводят к множеству смертей, травм и арестов. Известны и наказаны мелкие "искатели", но в серьезной контрабанде древностей замешаны люди гораздо более высокого ранга.
Иными словами, "египтяне" ценят именно то, что древности приносят прибыль. Поэтому "плюют" на коранические запреты относительно "языческих мерзостей", когда это нужно туристической индустрии и плюют на науку и закон, когда можно продать артефакты. Незаконная торговля древностями процветает, нанося ущерб мировому археологическому наследию.
В продолжающихся разграблениях также виноват недостаток образования. Хотя в некоторых школьных классах рассматривается древняя история Египта, ее важность или ценность не особо подчеркивается. Таким образом, те самые люди, которые в будущем могли бы стать главными заинтересованными лицами в хранении египетских древностей, - это те, кто меньше всего связан с ними.
Местные жители не чувствуют связи с древнеегипетской культурой и грабят свое прошлое, чтобы выжить в настоящем.