Творческое наследие выдающегося театрального режиссера и художника Николая Павловича Акимова невероятно богато и многогранно: иллюстрации, станковая графика и живопись, плакаты, театральные эскизы, публицистика. Мастер проявил себя как блистательный график, сценограф, дизайнер, педагог, получил широкую известность в качестве театрального режиссера, долгое время возглавлял Ленинградский театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова).
Начало творческого пути Н. П. Акимова, ученика знаменитых мирискусников М. В. Добужинского, В. И. Шухаева и А. Я. Яковлева, выпавшее на конец 1910-х -1920-е гг., совпало со сложным периодом становления молодого советского государства и поисков новых художественных форм для выражения прогрессивных идеологических устремлений эпохи, столкновения академических традиций с новаторскими исканиями русского авангарда. В 1918 г., прервав учебу в Новой художественной мастерской, Н. П. Акимов поступил на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта, где начал свою профессиональную деятельность с агитационных плакатов, которые развешивались по всему городу. Затем преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В качестве театрального художника Н. П. Акимов приступил к оформлению постановок с начала 1920-х гг., плодотворно сотрудничая с известными петроградскими театрами и кабаре.
Неотъемлемой частью художественных интересов Н. П. Акимова в ранний период творчества была книжная графика. Мастер работал над созданием обложек и иллюстраций для различных советских издательств, среди которых «Время», «Полярная Звезда», «Мысль», «Третья стража», «Былое» и другие. В 1923 году Николай Павлович был приглашен в прославленное издательство «Academia», по заказу которого создал целый ряд графических циклов для художественных произведений, детских книг, научной литературы.
Уникальные книжные работы мастера демонстрируют причудливый графический язык, великолепное владение пластической выразительностью линии, отношений света и тени. Художник применяет неожиданные, острые ракурсы и нюансы освещения, искажает пропорции, использует несколько гротескные преувеличения. Особого внимания заслуживают яркие, харизматичные типажи, изображенные в значимом предметном мире и порой в абсурдных ситуациях. Подход художника к зримому воплощению сюжета внимателен, остроумен, глубок, дерзок, несомненно, вызывает эмоциональный отклик у зрителей.
Николай Павлович Акимов сформировал собственное художественное мировоззрение, индивидуальный творческий почерк, отличающийся яркостью, ироничностью, театральной метафоричностью, изысканностью интеллектуальной емкости. С детства увлеченный сказочными повествованиями, он создавал собственные фантазийные образы, отсылающие к атмосфере театральности и легкости послевоенных лет. Его оригинальное искусство рождалось под влиянием эстетики экспрессионизма, конструктивизма и в большей степени ар-деко. Мастер синтезировал в своей деятельности различные сферы и формы художественного творчества, искал новые выразительные средства, воплотившиеся в его графических и театральных работах. В то время, как современник и соотечественник Николая Павловича выдающийся художник Эрте (Р. П. Тыртов) был знаменит в Европе и Америке как «Король ар-деко», Акимов воплотил изысканность роскошного стиля в советской России. Со свойственной ар-деко гармонией экстравагантной декоративности, геометрической строгости и театральной замысловатости, он создавал запоминающиеся произведения, объединяя различные творческие интересы в едином изобразительном языке собственного самовыражения.
На выставке «Николай Акимов. Мастер ар-деко» в Антикварной галерее «Петербург» представлены уникальные графические произведения художника, исполненные в 1920-х – 1930-х гг. Редкая по значимости коллекция состоит из макетов и эскизов обложек, иллюстраций, различных элементов оформления книг, плакатов, афиш, театральных эскизов и набросков, материалов для кино и дизайна. Более 70 графических работ, большинство из которых демонстрируются широкой публике впервые, дают представление о яркой и фактически неизвестной грани искусства великого мастера, его несомненной гениальности и свободе самовыражения.
Выставка призвана показать малоизвестные произведения Николая Павловича Акимова, относящиеся к раннему периоду его творчества, познакомить зрителей с малоизученным уникальным графическим наследием художника, увидеть несомненное проявление стилистики ар-деко в его работах, продемонстрировать взаимосвязь между графическими экспериментами мастера и его театральным творчеством.
Выставка продлится с 22 декабря 2023 г. по 15 марта 2024 г. в галерее "Петербург" на Невском, 54.
Ежедневно с 11:00 до 20:30.