Найти тему

НИКОЛАЙ АКИМОВ. МАСТЕР АР-ДЕКО

Творческое наследие выдающегося театрального режиссера и художника Николая Павловича Акимова невероятно богато и многогранно: иллюстрации, станковая графика и живопись, плакаты, театральные эскизы, публицистика. Мастер проявил себя как блистательный график, сценограф, дизайнер, педагог, получил широкую известность в качестве театрального режиссера, долгое время возглавлял Ленинградский театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова).

Николай Акимов. Фотопортрет конца 1930-х гг.
Николай Акимов. Фотопортрет конца 1930-х гг.

Начало творческого пути Н. П. Акимова, ученика знаменитых мирискусников М. В. Добужинского, В. И. Шухаева и А. Я. Яковлева, выпавшее на конец 1910-х -1920-е гг., совпало со сложным периодом становления молодого советского государства и поисков новых художественных форм для выражения прогрессивных идеологических устремлений эпохи, столкновения академических традиций с новаторскими исканиями русского авангарда. В 1918 г., прервав учебу в Новой художественной мастерской, Н. П. Акимов поступил на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта, где начал свою профессиональную деятельность с агитационных плакатов, которые развешивались по всему городу. Затем преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В качестве театрального художника Н. П. Акимов приступил к оформлению постановок с начала 1920-х гг., плодотворно сотрудничая с известными петроградскими театрами и кабаре.

Н. П. АКИМОВ. ЭСКИЗ КОСТЮМА ПИШУЩЕЙ МАШИНКИ К ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ «ХОР МАШИН», (ТЕКСТ Н. Я. АГНИВЦЕВА). Театр-кабаре «Карусель», Петроград, 1923 г.
Бумага, карандаш, тушь, перо, акварель, гуашь, аппликация; 22,17х17,5 см. Частное собрание.
Н. П. АКИМОВ. ЭСКИЗ КОСТЮМА ПИШУЩЕЙ МАШИНКИ К ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ «ХОР МАШИН», (ТЕКСТ Н. Я. АГНИВЦЕВА). Театр-кабаре «Карусель», Петроград, 1923 г. Бумага, карандаш, тушь, перо, акварель, гуашь, аппликация; 22,17х17,5 см. Частное собрание.

Неотъемлемой частью художественных интересов Н. П. Акимова в ранний период творчества была книжная графика. Мастер работал над созданием обложек и иллюстраций для различных советских издательств, среди которых «Время», «Полярная Звезда», «Мысль», «Третья стража», «Былое» и другие. В 1923 году Николай Павлович был приглашен в прославленное издательство «Academia», по заказу которого создал целый ряд графических циклов для художественных произведений, детских книг, научной литературы.

Обложки Н. П. Акимова к собранию сочинений А. де Ренье, издательство "Academia", Ленинград, 1923-1928 гг.
Обложки Н. П. Акимова к собранию сочинений А. де Ренье, издательство "Academia", Ленинград, 1923-1928 гг.

Уникальные книжные работы мастера демонстрируют причудливый графический язык, великолепное владение пластической выразительностью линии, отношений света и тени. Художник применяет неожиданные, острые ракурсы и нюансы освещения, искажает пропорции, использует несколько гротескные преувеличения. Особого внимания заслуживают яркие, харизматичные типажи, изображенные в значимом предметном мире и порой в абсурдных ситуациях. Подход художника к зримому воплощению сюжета внимателен, остроумен, глубок, дерзок, несомненно, вызывает эмоциональный отклик у зрителей.

Н, П, АКИМОВ, ПРОФИЛЬ ДАМЫ. ЭСКИЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА «КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ». 1937 г.
Бумага, карандаш, тушь, перо, белила; 36,1х24,6 см. Частное собрание.
Н, П, АКИМОВ, ПРОФИЛЬ ДАМЫ. ЭСКИЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА «КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ». 1937 г. Бумага, карандаш, тушь, перо, белила; 36,1х24,6 см. Частное собрание.

Николай Павлович Акимов сформировал собственное художественное мировоззрение, индивидуальный творческий почерк, отличающийся яркостью, ироничностью, театральной метафоричностью, изысканностью интеллектуальной емкости. С детства увлеченный сказочными повествованиями, он создавал собственные фантазийные образы, отсылающие к атмосфере театральности и легкости послевоенных лет. Его оригинальное искусство рождалось под влиянием эстетики экспрессионизма, конструктивизма и в большей степени ар-деко. Мастер синтезировал в своей деятельности различные сферы и формы художественного творчества, искал новые выразительные средства, воплотившиеся в его графических и театральных работах. В то время, как современник и соотечественник Николая Павловича выдающийся художник Эрте (Р. П. Тыртов) был знаменит в Европе и Америке как «Король ар-деко», Акимов воплотил изысканность роскошного стиля в советской России. Со свойственной ар-деко гармонией экстравагантной декоративности, геометрической строгости и театральной замысловатости, он создавал запоминающиеся произведения, объединяя различные творческие интересы в едином изобразительном языке собственного самовыражения.

Н. П. АКИМОВ, ЧИСТИЛЬЩИК ОБУВИ. ЭСКИЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ К КНИГЕ Ж. РОМЕНА «ДИКТАТОР». Издательство «Academia», Ленинград, 1927 г.
Бумага, карандаш, тушь, перо, акварель; 16,8х13,9 см. Частное собрание.
Н. П. АКИМОВ, ЧИСТИЛЬЩИК ОБУВИ. ЭСКИЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ К КНИГЕ Ж. РОМЕНА «ДИКТАТОР». Издательство «Academia», Ленинград, 1927 г. Бумага, карандаш, тушь, перо, акварель; 16,8х13,9 см. Частное собрание.

На выставке «Николай Акимов. Мастер ар-деко» в Антикварной галерее «Петербург» представлены уникальные графические произведения художника, исполненные в 1920-х – 1930-х гг. Редкая по значимости коллекция состоит из макетов и эскизов обложек, иллюстраций, различных элементов оформления книг, плакатов, афиш, театральных эскизов и набросков, материалов для кино и дизайна. Более 70 графических работ, большинство из которых демонстрируются широкой публике впервые, дают представление о яркой и фактически неизвестной грани искусства великого мастера, его несомненной гениальности и свободе самовыражения.

Экспозиция выставки "Николай Акимов. Мастер ар-деко" в Антикварной галерее "Петербург", Невский пр. д. 54.
Экспозиция выставки "Николай Акимов. Мастер ар-деко" в Антикварной галерее "Петербург", Невский пр. д. 54.

Выставка призвана показать малоизвестные произведения Николая Павловича Акимова, относящиеся к раннему периоду его творчества, познакомить зрителей с малоизученным уникальным графическим наследием художника, увидеть несомненное проявление стилистики ар-деко в его работах, продемонстрировать взаимосвязь между графическими экспериментами мастера и его театральным творчеством.

Выставка продлится с 22 декабря 2023 г. по 15 марта 2024 г. в галерее "Петербург" на Невском, 54.

Ежедневно с 11:00 до 20:30.