Найти тему

Как единственному бухгалтеру снизить нагрузку и работать в удовольствие

На сегодняшний день сложилась практика не в пользу бухгалтеров.

Большинство небольших компаний и уж тем более ИП считают, что для ведения бухгалтерского и налогового учета достаточно бухгалтера в единственном лице.

И все бы ничего, действительно бухгалтер бы справился, если бы не было непрофильных задач, которыми нагружают единственного бухгалтера компании.

Что является непрофильными задачами:

  • договорная работа (в том числе заключение договоров ГПХ с физлицами и самозанятыми);
  • составление писем для контрагентов;
  • взаимодействие с контрагентами по сбору первичных документов;
  • претензионная работа;
  • кадровое делопроизводство, кадровая отчетность;
  • воинский учет и отчетность;
  • управленческий учет и отчетность;
  • охрана труда и техника безопасности, обучение сотрудников (организация), организация СОУТ;
  • статистические и экологические отчеты;
  • оформление и регистрация изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • взаимодействие с различными надзорными органами, не относящимися к бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности (например, роскомнадзор и тп);
  • функции секретаря, офис-менеджера (организация мероприятий, бронирование и покупка билетов для руководства, покупка канцтоваров и других ТМЦ для нужд компании и многое другое).

Перечислять непрофильные задачи бухгалтера в компании можно бесконечно. Я указала основные, с которыми сталкивается практически каждый бухгалтер, работающий в единственном числе или оказывающий услуги компаниям по ведению учета и отчетности.

К сожалению эту статистику сами бухгалтеры пополняют и поддерживают.

Этому способствуют такие факторы:

  • конкуренция в сфере бухгалтерских услуг (готовы браться за все, устанавливают дешевую стоимость);
  • боязнь остаться без работы (соглашаются на любые условия и нагрузку);
  • не умение отстаивать границы и убеждать руководство в важности бухгалтерской профильной работы;;
  • недостаточно опыта у бухгалтера определить нагрузку и сопоставить стоимость услуг (величину ЗП);
  • рост компании и объема нагрузки при сохранении того же уровня ЗП, что и в начале работы.

Результат:

Бухгалтер не справляется с текущими задачами.

Пример: из-за загрузки бухгалтер пропустил срок сдачи отчетности и ищет возможность уйти от необходимости платить штраф из своего кармана.
Пример: из-за загрузки бухгалтер пропустил срок сдачи отчетности и ищет возможность уйти от необходимости платить штраф из своего кармана.

Сложившаяся ситуация в любом случае произошла по вине бухгалтера и нести ответственность придется.

Но эту ситуацию важно правильно использовать.

1️. Не «городить огороды» и не придумывать новые сроки для договора, этим можно ухудшить ситуацию, привлечь внимание проверяющих к самому договору ГПХ
(проверяющие сочтут договор фиктивным, могут не принять расходы)

2. Настроить график работы, составить таблицу отчетности с оповещением
(есть множество "оповещалок", которые можно установить себе на компьютер или в телефон). Обновлять и проверять ее раз в неделю.

3️. Ежедневно проверять и составлять список дел, задач и отчетов на текущий день.
Так не пропустите важные задачи и отчеты.

4. Создать регламент взаимодействия с другими отделами и сотрудниками, указать в нем правила и даты предоставления информации и отчетов для бухгалтерии
(письменные требования главбуха или другого лица, которое ведет учет, обязательны для работников компании. Речь идет о требованиях главбуха правильно оформлять документы и вовремя передавать их в бухгалтерию Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

5️. Составить список для определения профильных и непрофильных задач бухгалтера. Их объем, сопоставить со ставкой бухгалтера и временными затратами на выполнение всех задач.

6️. Использовать сложившуюся ситуацию (вместе с п 5) и донести руководству о загрузке главбуха, и необходимости ввода помощника и/или увеличения оплаты за выполнение работ.

7️. Делегировать часть задач помощнику и освободить время главбуха на более важные серьезные задачи, которые направлены на грамотную законную оптимизацию, снижение рисков в бизнесе и претензий со стороны проверяющих.

Бухгалтер может работать в комфортных условиях без стресса и супер загрузки, если правильно организует свою работу, научится уверенно доносить свою позицию и важность своей работы до руководства и других сотрудников.

Это достигается повышением профессионализма, опыта, квалификации и личностного роста.

Делитесь своим мнением и опытом в этом вопросе.