На сегодняшний день сложилась практика не в пользу бухгалтеров.
Большинство небольших компаний и уж тем более ИП считают, что для ведения бухгалтерского и налогового учета достаточно бухгалтера в единственном лице.
И все бы ничего, действительно бухгалтер бы справился, если бы не было непрофильных задач, которыми нагружают единственного бухгалтера компании.
Что является непрофильными задачами:
- договорная работа (в том числе заключение договоров ГПХ с физлицами и самозанятыми);
- составление писем для контрагентов;
- взаимодействие с контрагентами по сбору первичных документов;
- претензионная работа;
- кадровое делопроизводство, кадровая отчетность;
- воинский учет и отчетность;
- управленческий учет и отчетность;
- охрана труда и техника безопасности, обучение сотрудников (организация), организация СОУТ;
- статистические и экологические отчеты;
- оформление и регистрация изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- взаимодействие с различными надзорными органами, не относящимися к бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности (например, роскомнадзор и тп);
- функции секретаря, офис-менеджера (организация мероприятий, бронирование и покупка билетов для руководства, покупка канцтоваров и других ТМЦ для нужд компании и многое другое).
Перечислять непрофильные задачи бухгалтера в компании можно бесконечно. Я указала основные, с которыми сталкивается практически каждый бухгалтер, работающий в единственном числе или оказывающий услуги компаниям по ведению учета и отчетности.
К сожалению эту статистику сами бухгалтеры пополняют и поддерживают.
Этому способствуют такие факторы:
- конкуренция в сфере бухгалтерских услуг (готовы браться за все, устанавливают дешевую стоимость);
- боязнь остаться без работы (соглашаются на любые условия и нагрузку);
- не умение отстаивать границы и убеждать руководство в важности бухгалтерской профильной работы;;
- недостаточно опыта у бухгалтера определить нагрузку и сопоставить стоимость услуг (величину ЗП);
- рост компании и объема нагрузки при сохранении того же уровня ЗП, что и в начале работы.
Результат:
Бухгалтер не справляется с текущими задачами.
Сложившаяся ситуация в любом случае произошла по вине бухгалтера и нести ответственность придется.
Но эту ситуацию важно правильно использовать.
1️. Не «городить огороды» и не придумывать новые сроки для договора, этим можно ухудшить ситуацию, привлечь внимание проверяющих к самому договору ГПХ (проверяющие сочтут договор фиктивным, могут не принять расходы)
2. Настроить график работы, составить таблицу отчетности с оповещением (есть множество "оповещалок", которые можно установить себе на компьютер или в телефон). Обновлять и проверять ее раз в неделю.
3️. Ежедневно проверять и составлять список дел, задач и отчетов на текущий день. Так не пропустите важные задачи и отчеты.
4. Создать регламент взаимодействия с другими отделами и сотрудниками, указать в нем правила и даты предоставления информации и отчетов для бухгалтерии (письменные требования главбуха или другого лица, которое ведет учет, обязательны для работников компании. Речь идет о требованиях главбуха правильно оформлять документы и вовремя передавать их в бухгалтерию Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ)
5️. Составить список для определения профильных и непрофильных задач бухгалтера. Их объем, сопоставить со ставкой бухгалтера и временными затратами на выполнение всех задач.
6️. Использовать сложившуюся ситуацию (вместе с п 5) и донести руководству о загрузке главбуха, и необходимости ввода помощника и/или увеличения оплаты за выполнение работ.
7️. Делегировать часть задач помощнику и освободить время главбуха на более важные серьезные задачи, которые направлены на грамотную законную оптимизацию, снижение рисков в бизнесе и претензий со стороны проверяющих.
Бухгалтер может работать в комфортных условиях без стресса и супер загрузки, если правильно организует свою работу, научится уверенно доносить свою позицию и важность своей работы до руководства и других сотрудников.
Это достигается повышением профессионализма, опыта, квалификации и личностного роста.
Делитесь своим мнением и опытом в этом вопросе.