Юлия Тихонова
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
15.01.2024
Популярность отдельных российских соцсетей, например "ВКонтакте" и Telegram, за последние два года выросла. Увеличилось и общее количество соцсетей и медиаплатформ, где общаются россияне: объектами исследований становятся и музыкальные сервисы, и "отзовики", и маркетплейсы. В то же время государство стремится все больше контролировать работу медиаплатформ: и контент, который на них размещается, и алгоритмы, которые его продвигают. Но чем больше платформ и чем больше доля на рынке отдельных игроков, тем сложнее создавать единые механизмы их регулирования.
В 2023 году лидером из соцсетей по использованию рекламодателями в России стала "ВКонтакте", за ней следуют Telegram и "Одноклассники". Это следует из результатов исследования "Отечественные и зарубежные социальные сети/онлайн-платформы: состояние, сравнительный анализ и перспективы", над которым работали региональная общественная организация "Центр Интернет-технологий", Ассоциация коммуникационных агентств России и Ассоциация развития интерактивной рекламы.
По данным исследования, количество отечественных социальных сетей в 2023 году превысило количество иностранных, их доля составила 56%: в 2021 году общее количество известных социальных сетей составило 41 (из них 18 - российские), а в 2023 году их стало 63, из них 35 - отечественные социальные сети.
"ВКонтакте", Telegram и "Одноклассники" авторы исследования рассматривают как развитые соцсети, а такие онлайн-площадки, как LOOKY, Yappy, TenChat, "Яндекс Музыка", "Звук" (платформа для прослушивания музыки от "Сбера"), обладают, по мнению авторов исследования, потенциалом быстрого развития.
Помимо этого, как отметил президент Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий, потенциал для размещения рекламы есть и у так называемых ретейл-медиа: "До 25% бюджета рекламодатели в России готовы выделить для экспериментов с рекламой. Наиболее интересным и растущим сегментом являются ретейл-медиа, потому что люди проводят много времени в интернет-магазинах и на маркетплейсах, оставляют отзывы".
Тот факт, что "отзовики" и маркетплейсы становятся полноценной площадкой, где россияне ведут обсуждения, подтверждают и исследователи ООО "Палитрумлаб" (система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics). Согласно результатам исследования, пять основных площадок по объему сообщений - Telegram, "ВКонтакте", "Одноклассники", Instagram* и YouTube, причем совместно Telegram и "ВКонтакте" - это 87% всего инфополя.
"Пятерка основных площадок по количеству авторов: "ВКонтакте", Instagram*, Telegram, YouTube и площадки с отзывами, включающие геосервисы, маркетплейсы и "отзовики", - сообщают исследователи Brand Analytics. По их данным, уже 8% пользователей сидят в онлайн-магазинах и на других площадках, где можно оставить отзыв.
Российские власти однозначно поддерживают этот тренд и считают, что российские блогеры должны и дальше выбирать отечественные площадки