Найти тему
Дядя Гиляй

Москва XXIII века: так видели будущее на фабрике Эйнемъ в 1914 году

Оглавление

Испокон веков люди жадно пытались заглянуть в будущее. Мечтательные фантазии становились художественными произведениями мировой литературы, гадательными предсказаниями, байками отчаянных фантастов. Но находились и те, кто тиражировал образ будущего в угоду коммерческого настоящего.

Здание кондитерской фабрики Теодора Фердинандта фон Эйнема в Москве, 1890-е
Здание кондитерской фабрики Теодора Фердинандта фон Эйнема в Москве, 1890-е

В 1914 году кондитерская фабрика Эйнемъ решилась на неординарный рекламный ход: выпуск набора почтовых открыток под названием "Москва будущего" или "Москва в XXIII веке". Суть носил сугубо рекламный характер - привлечь внимание к новому набору конфет, которые продавались в расписанной жестяной банке, в каждую из которых была вложена открытка с футуристическим сюжетом. Всего открыток было восемь.

Реклама "Эйнемъ"

Сегодня мало кто вспомнит вкус или начинку тех конфет, но рисунки на вложенных открытках от Эйнемъ с видами Москвы будущего, стали почти настоящими произведениями искусства. Про маркетинговую стратегию "Эйнемъ" можно было бы написать отдельный материал.

Иллюстрация на крышке коробки конфет Товарищества "Эйнемъ"
Иллюстрация на крышке коробки конфет Товарищества "Эйнемъ"

Скажу лишь, что упаковка кондитерских изделий фабрики была отдельным продуктом: в то время большинство кондитеров использовали картон, тогда как "Эйнемъ" упаковывал свои сладости в практичные и красочные жестяные коробки, которые хранились людьми десятилетиями. Некоторые образцы упаковки того времени можно встретить в продаже и по сей день. Коллекционеры до сих пор "охотятся" за коробками или художественными открытками Товарищества, которые когда-то вкладывались в качестве подарка.

Упаковка товаров Товарищества "Эйнемъ"
Упаковка товаров Товарищества "Эйнемъ"

Вся реклама кондитерского товарищества была пронизана любовью к городским пейзажам и образам Москвы. Основатель фабрики Фердинанд Теодор фон Эйнем строил предприятие на века, а близость фабрики к стенам Московского Кремля (комплекс зданий расположился на «стрелке» водоотводного канала Москвы-реки, почти напротив Кремля) была весьма символичной. Фабрикант намерено увязывал своё детище с самыми главными достопримечательностями Москвы, подчеркивая их равнозначность в глазах истории, делая это мастерски.

Коробка кондитерских изделий Товарищества А.И. Абрикосова
Коробка кондитерских изделий Товарищества А.И. Абрикосова

Вскоре столь удачный маркетинговый ход «Эйнема» взяли на вооружение конкуренты. Прилавки кондитерских магазинов пестрили вкладышами: цветочные композиции, сказочные мотивы, домашние животные, птицы - сюжеты были наполнены легкостью, но зачастую повторялись.

Открытки из серии "Москва будущего" от Товарищества "Эйнемъ"
Открытки из серии "Москва будущего" от Товарищества "Эйнемъ"

Фантастические сюжеты

В 1914 году Эйнемъ выпускает серию открыток на военную тематику, в обществе ощущается подъём и одухотворение от предстоящих побед России. Из уроков истории мы знаем, что постепенно эти настроения сойдут на нет. Выходит из оборота и та серия открыток. Милитаристские сюжеты сменяют футуристичные — попытка заглянуть в Москву будущего, аж на 200-300 лет вперёд. Такая мечтательная тематика приходится всем по душе. Стоит сказать, что недостатка в первоклассных художниках и иллюстраторах «Товарищество Эйнемъ» не испытывало. Каждая открытка — настоящий шедевр.

Набор открыток Товарищества "Эйнемъ"
Набор открыток Товарищества "Эйнемъ"

Уникальность тех открыток ещё и в том, что художникам-футуристам удалось угадать многие тенденции, наступившие раньше, чем XXIII столетие: развитие городских районов, технологий, транспорта и даже модные тенденции. Например, на одной из открыток изображены московские пробки, с той лишь разницей, что они есть даже в воздухе. В сюжетах прослеживается и активное развитие железнодорожного транспорта в Москве. И ведь действительно, за последние десять лет в столице появились линии МЦК и МЦД, семимильно развивается столичный метрополитен.

Москва будущего

Как я уже писал, каждая открытка из набора Эйнемъ - отдельное произведение искусства. Стоит, пожалуй, рассмотреть их сюжеты более предметно.

Центральный вокзал.

Описание на обратной стороне открытки: Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.

Центральный вокзал
Центральный вокзал

Отмечу, что проект строительства Центрального вокзала Москвы предлагалось реализовать в начале XX века. Но задумка не получила финансирования и со временем потеряла свою актуальность. Но объем транспорта на главной железнодорожной площади Москвы (Комсомольской) сейчас примерно такой же, тут автор открытки угадал тенденцию.

Лубянская площадь.

Описание на обратной стороне открытки: Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.

Лубянская площадь
Лубянская площадь

Вспомнилось лермонтовское: "...Смешались в кучу кони, люди..."

Транспортная ситуация на современной Лубянке куда спокойнее, нежели в представлениях футуристов того времени. Но есть тут и совпадения: например, метро "Лубянка" (правда, в 1935-м её построили закрытого типа) и здание КГБ ФСБ РФ (бывшее здание страхового общества «Россия») на своём месте, но чуть выше, чем на самом деле (11 этажей, против 9 в реальности). В небе мы видим и дирижабль (конечно, с рекламой Эйнемъ"), и монорельс. Но об это дальше.

Москворецкий мост.

Описание на обратной стороне открытки: Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…

Москворецкий мост
Москворецкий мост

И правда, Московский Кремль стоит на своём месте, но в последний раз крепость белили в 1880-х. Монорельс в Москву придет сильно позже, но придёт (много лет ему ищут хоть какое-то осмысленное применение). А вот трамваи ходили по Москворецкой набережной вплоть до середины XX века. Здания на Васильевской площади снесли в 1930-е годы. Линия монорельса в правом верхнем углу заворачивает в исторический район Зарядье: там футуристы "Эйнемъ" видели что-то похожее на гостиницу "Россия". Но сейчас там разбит ландшафтный парк "Зарядье".

Река Москва.

Описание на обратной стороне открытки: Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.

Река Москва
Река Москва

Таких лайнеров (слева) на Москве-реке не увидишь. Крупные суда в акваторию реки не попадают, а швартуются на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала. Про "упразднение военного флота" - смело, но имеет место быть. Мост на открытке чем-то напоминает Крымский, построенный в 1938 году, но не у стен Кремля, а соединяет Зубовский бульвар с улицей Крымский Вал.

Красная площадь.

Описание на обратной стороне открытки: Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.

Красная площадь
Красная площадь

Тут фантазия разыгралась. Видна преемственность сюжета с монорельсом. Но автомобильное движение по Красной площади было прекращено в 1964 году, а полёты совершаются лишь в День Победы 9 мая (полёты над Москвой запрещены согласно приказу Минтранса РФ от 09.03.2016 г. №48). Хотя, возможно, кто-то помнит Матиаса Руста и его выходку в мае 1987 года (комичность ещё в том, что совершена она была в День пограничника).

Отрадно, что футуристы сохранили памятники Минину и Пожарскому - первый гражданский памятник в Москве. Правда, в 1931 году его передвинули от Верхних Торговых рядов к Покровскому собору. Государственный Исторический музей сохранил своё место на Красной площади, как и предполагал художник.

Петровский парк.

Описание на обратной стороне открытки: Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.

Петровский парк
Петровский парк

Район Петровского парка в последние годы стал новой точкой притяжения Москвы: строится недвижимость, благоустраивается территория, развивается социальная инфраструктура. Архитектурная жемчужина района, Петровский путевой дворец, сегодня является гостиницей, с рестораном и SPA-центром. Ландшафтный дизайн Петровского парка будущего сильно преукрашен художниками-футуристами.

Театральная площадь.

Описание на обратной стороне открытки: Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.

Театральная площадь
Театральная площадь

Про темп угадали на 100%. Справа от Большого театра мы видим огромное здание, напоминающее ЦУМ, бывший магазина «Мюр и Мерилиз». Габариты несколько преувеличены, но вектор верный. Семиэтажное здание, построенное в неоготичесом стиле в 1908 году, "утоплено" до Кузнецкого моста. На открытке этажность универмага сильно преувеличена. Вероятно, чтобы подчеркнуть тенденцию развития Москвы. Не далеко ушли, в целом.

И в этом сюжете мы снова видим летающий транспорт: так художники того времени видели способ преодолеть наземные транспортные заторы.

Санкт-Петербургское шоссе.

Описание на обратной стороне открытки: Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яръ» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.

Санкт-Петербургское шоссе
Санкт-Петербургское шоссе

На этом сюжете далёкое-далёкое будущее. Но местность хорошо угадывается - пересечение ТТК и Ленинградского проспекта (знаменитый "Яръ" нам для подсказки). От того ресторана до наших дней сохранились высокие окна вдоль фасада и ресторанный.

Главная же забава москвичей в XXIII веке — гонки на аэросанях (нравится разглядывать причудливо-наивную конструкцию с огромным винтом). Современная "Ленинградка" зимой и летом загружена похлеще, чем в фантазиях эйнемовских художников.

Было интересно? Подписывайтесь!

Telegram: t.me/gilyarovski