Испокон веков люди жадно пытались заглянуть в будущее. Мечтательные фантазии становились художественными произведениями мировой литературы, гадательными предсказаниями, байками отчаянных фантастов. Но находились и те, кто тиражировал образ будущего в угоду коммерческого настоящего.
В 1914 году кондитерская фабрика Эйнемъ решилась на неординарный рекламный ход: выпуск набора почтовых открыток под названием "Москва будущего" или "Москва в XXIII веке". Суть носил сугубо рекламный характер - привлечь внимание к новому набору конфет, которые продавались в расписанной жестяной банке, в каждую из которых была вложена открытка с футуристическим сюжетом. Всего открыток было восемь.
Реклама "Эйнемъ"
Сегодня мало кто вспомнит вкус или начинку тех конфет, но рисунки на вложенных открытках от Эйнемъ с видами Москвы будущего, стали почти настоящими произведениями искусства. Про маркетинговую стратегию "Эйнемъ" можно было бы написать отдельный материал.
Скажу лишь, что упаковка кондитерских изделий фабрики была отдельным продуктом: в то время большинство кондитеров использовали картон, тогда как "Эйнемъ" упаковывал свои сладости в практичные и красочные жестяные коробки, которые хранились людьми десятилетиями. Некоторые образцы упаковки того времени можно встретить в продаже и по сей день. Коллекционеры до сих пор "охотятся" за коробками или художественными открытками Товарищества, которые когда-то вкладывались в качестве подарка.
Вся реклама кондитерского товарищества была пронизана любовью к городским пейзажам и образам Москвы. Основатель фабрики Фердинанд Теодор фон Эйнем строил предприятие на века, а близость фабрики к стенам Московского Кремля (комплекс зданий расположился на «стрелке» водоотводного канала Москвы-реки, почти напротив Кремля) была весьма символичной. Фабрикант намерено увязывал своё детище с самыми главными достопримечательностями Москвы, подчеркивая их равнозначность в глазах истории, делая это мастерски.
Вскоре столь удачный маркетинговый ход «Эйнема» взяли на вооружение конкуренты. Прилавки кондитерских магазинов пестрили вкладышами: цветочные композиции, сказочные мотивы, домашние животные, птицы - сюжеты были наполнены легкостью, но зачастую повторялись.
Фантастические сюжеты
В 1914 году Эйнемъ выпускает серию открыток на военную тематику, в обществе ощущается подъём и одухотворение от предстоящих побед России. Из уроков истории мы знаем, что постепенно эти настроения сойдут на нет. Выходит из оборота и та серия открыток. Милитаристские сюжеты сменяют футуристичные — попытка заглянуть в Москву будущего, аж на 200-300 лет вперёд. Такая мечтательная тематика приходится всем по душе. Стоит сказать, что недостатка в первоклассных художниках и иллюстраторах «Товарищество Эйнемъ» не испытывало. Каждая открытка — настоящий шедевр.
Уникальность тех открыток ещё и в том, что художникам-футуристам удалось угадать многие тенденции, наступившие раньше, чем XXIII столетие: развитие городских районов, технологий, транспорта и даже модные тенденции. Например, на одной из открыток изображены московские пробки, с той лишь разницей, что они есть даже в воздухе. В сюжетах прослеживается и активное развитие железнодорожного транспорта в Москве. И ведь действительно, за последние десять лет в столице появились линии МЦК и МЦД, семимильно развивается столичный метрополитен.
Москва будущего
Как я уже писал, каждая открытка из набора Эйнемъ - отдельное произведение искусства. Стоит, пожалуй, рассмотреть их сюжеты более предметно.
Центральный вокзал.
Описание на обратной стороне открытки: Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.
Отмечу, что проект строительства Центрального вокзала Москвы предлагалось реализовать в начале XX века. Но задумка не получила финансирования и со временем потеряла свою актуальность. Но объем транспорта на главной железнодорожной площади Москвы (Комсомольской) сейчас примерно такой же, тут автор открытки угадал тенденцию.
Лубянская площадь.
Описание на обратной стороне открытки: Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.
Вспомнилось лермонтовское: "...Смешались в кучу кони, люди..."
Транспортная ситуация на современной Лубянке куда спокойнее, нежели в представлениях футуристов того времени. Но есть тут и совпадения: например, метро "Лубянка" (правда, в 1935-м её построили закрытого типа) и здание КГБ ФСБ РФ (бывшее здание страхового общества «Россия») на своём месте, но чуть выше, чем на самом деле (11 этажей, против 9 в реальности). В небе мы видим и дирижабль (конечно, с рекламой Эйнемъ"), и монорельс. Но об это дальше.
Москворецкий мост.
Описание на обратной стороне открытки: Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…
И правда, Московский Кремль стоит на своём месте, но в последний раз крепость белили в 1880-х. Монорельс в Москву придет сильно позже, но придёт (много лет ему ищут хоть какое-то осмысленное применение). А вот трамваи ходили по Москворецкой набережной вплоть до середины XX века. Здания на Васильевской площади снесли в 1930-е годы. Линия монорельса в правом верхнем углу заворачивает в исторический район Зарядье: там футуристы "Эйнемъ" видели что-то похожее на гостиницу "Россия". Но сейчас там разбит ландшафтный парк "Зарядье".
Река Москва.
Описание на обратной стороне открытки: Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.
Таких лайнеров (слева) на Москве-реке не увидишь. Крупные суда в акваторию реки не попадают, а швартуются на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала. Про "упразднение военного флота" - смело, но имеет место быть. Мост на открытке чем-то напоминает Крымский, построенный в 1938 году, но не у стен Кремля, а соединяет Зубовский бульвар с улицей Крымский Вал.
Красная площадь.
Описание на обратной стороне открытки: Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.
Тут фантазия разыгралась. Видна преемственность сюжета с монорельсом. Но автомобильное движение по Красной площади было прекращено в 1964 году, а полёты совершаются лишь в День Победы 9 мая (полёты над Москвой запрещены согласно приказу Минтранса РФ от 09.03.2016 г. №48). Хотя, возможно, кто-то помнит Матиаса Руста и его выходку в мае 1987 года (комичность ещё в том, что совершена она была в День пограничника).
Отрадно, что футуристы сохранили памятники Минину и Пожарскому - первый гражданский памятник в Москве. Правда, в 1931 году его передвинули от Верхних Торговых рядов к Покровскому собору. Государственный Исторический музей сохранил своё место на Красной площади, как и предполагал художник.
Петровский парк.
Описание на обратной стороне открытки: Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.
Район Петровского парка в последние годы стал новой точкой притяжения Москвы: строится недвижимость, благоустраивается территория, развивается социальная инфраструктура. Архитектурная жемчужина района, Петровский путевой дворец, сегодня является гостиницей, с рестораном и SPA-центром. Ландшафтный дизайн Петровского парка будущего сильно преукрашен художниками-футуристами.
Театральная площадь.
Описание на обратной стороне открытки: Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.
Про темп угадали на 100%. Справа от Большого театра мы видим огромное здание, напоминающее ЦУМ, бывший магазина «Мюр и Мерилиз». Габариты несколько преувеличены, но вектор верный. Семиэтажное здание, построенное в неоготичесом стиле в 1908 году, "утоплено" до Кузнецкого моста. На открытке этажность универмага сильно преувеличена. Вероятно, чтобы подчеркнуть тенденцию развития Москвы. Не далеко ушли, в целом.
И в этом сюжете мы снова видим летающий транспорт: так художники того времени видели способ преодолеть наземные транспортные заторы.
Санкт-Петербургское шоссе.
Описание на обратной стороне открытки: Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яръ» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.
На этом сюжете далёкое-далёкое будущее. Но местность хорошо угадывается - пересечение ТТК и Ленинградского проспекта (знаменитый "Яръ" нам для подсказки). От того ресторана до наших дней сохранились высокие окна вдоль фасада и ресторанный.
Главная же забава москвичей в XXIII веке — гонки на аэросанях (нравится разглядывать причудливо-наивную конструкцию с огромным винтом). Современная "Ленинградка" зимой и летом загружена похлеще, чем в фантазиях эйнемовских художников.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski