У детей с ДЦП спонтанная игровая деятельность развивается слабо. При этом игра — важная деятельность, которая помогает ребенку гармонично развиваться, примерять на себя новые роли, развивать речь и строить отношения с другими ребятами. В игре ребенок проживает много нового опыта, поэтому лишать его такого не желательно.
Об играх, в которые можно играть дома и без специальных приспособлений, может рассказать лечащий врач или реабилитолог ребенка. Важно, чтобы игры соответствовали умственному развитию ребенка: так он включится в деятельность и будет развиваться через игровые действия. Если игра будет слишком сложной, то малыш быстро потеряет к ней интерес, а если легкой, — то игра не выполнит развивающую функцию.
Можно сделать так: выбрать несколько игр и попросить врача оценить, насколько они подходят ребенку. А здесь мы расскажем, какие игры обычно подходят для особенных детей.
Игры и ДЦП: как помогают игровые упражнения
Детский церебральный паралич сильно ограничивает малышей в движении, а кроме этого, им тяжело держать равновесие, потому что вестибулярный аппарат работает недостаточно хорошо. Некоторые дети не просто обладают неустойчивой походкой и ослабленными мышцами, а совсем не могут управлять своим телом.
Если мышцы полностью обездвижены, то игры сами по себе не помогут их восстановить. Для адаптирования ребенка нужно регулярно заниматься со специалистами и посещать реабилитационные мероприятия. А если у ребенка парез: например, мышцы двигаются, но они слабые, — то игры в комплексе с другими занятиями помогут ему улучшить их состояние.
Дети с ДЦП делают все медленнее, чем обычные дети, а еще их движения могут быть неестественными и размашистыми из-за болезни. Родителю стоит подстроиться под темп ребенка, чтобы игры проходили в более непринужденной и спокойной обстановке. Нужно принять, что, если родитель изменит темп на более быстрый, то ребенок не сможет за ним поспеть. Потому что у родителя нет двигательных нарушений, а у ребенка — есть.
Игра - важный элемент развития психо-эмоциональной и когнитивной сферы ребенка.
Чем помогают игры:
· тренируют вестибулярный аппарат;
· развивают воображение, ловкость и координацию;
· совершенствуют коммуникативные навыки;
· положительно влияют на социальную адаптацию ребенка;
· стимулируют проявления двигательной активности;
· развивают моторику: мелкую и крупную, которая, в свою очередь, стимулирует развитие речи;
· улучшает психологическое состояние ребенка и повышает его уверенность в себе.
5 игр
Перед любыми играми нужно обязательно сделать разминку. Она нужна, чтобы разогреть мышцы и не допустить случайных травм. Особенно, если игра планируется активная и подвижная.
Разминка:
· помассируйте частичасты тела ребенка: шейно-воротниковую зону, плечи, руки и ноги;
· движения должны быть легкими и растирающими;
· когда массируете руки, уделяйте внимание ладоням и каждому пальцу в отдельности;
· попросите ребенка сжать руку в кулак — сначала медленно, а потом максимально быстро;
·попросите ребенка поднять обе руки в воздух и нарисовать горизонтальную восьмерку в воздухе — начинать нужно всегда влево;
· если ребенок не владеет руками, то возьмите его руки в свои и сделайте упражнения за него.
Игры
2-5 лет. «Сортировочная станция». Представьте, что вы с ребенком — начальники сортировочной станции, куда заезжают поезда, чтобы поменяться вагонами и собрать новый состав. Вам нужно решить, по какому принципу отбирать предметы: по форме, по размеру или по цвету. Возьмите до 10 небольших предметов и проведите внимательную сортировку. Со временем можно менять предметы и увеличивать их количество.
3-7 лет. «Звериная зарядка». Нужно повторять движения из стишка:
Раз – присядка, (Приседайте)
Два – прыжок. (Прыгайте на месте на обоих ногах)
Это заячья зарядка. (Приставьте ладони к голове, как будто это заячьи ушки)
А лисята как проснутся, (Протрите глаза кулачками)
Любят до-о-олго потянуться, (Потянитесь и отведите руки назад)
Обязательно зевнуть, (Изобразите зевок)
Ну и хвостиком вильнуть. (Подвигайте бедрами из стороны в сторону)
А волчата – спинку выгнуть (Наклоняйтесь вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыгайте на месте)
Ну а мишка косолапый, (Положите руки на бока)
Широко расставив лапы (Поставьте ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (Переступайте с одной ноги на другую)
Долго топчется на месте. (Покачайтесь на месте)
А кому зарядки мало — начинайте все сначала! (Разведите в стороны руками)
5-14 лет. «Секретное наступление». Сделайте из стульев проход шириной в 50 сантиметров. Попросите ребенка пройти через него как можно незаметнее, ведь он — герой, которому нужно проникнуть в замок и спасти принцессу. Или что она — принцесса, которой нужно улизнуть от дракона. Сбивать и задевать стулья нельзя, иначе сработает охрана и придется начинать все сначала. Когда у ребенка будет хорошо получаться, можно сузить проход, сделать его более длинным или завязать ребенку глаза.
6-14 лет. «Запрещенное движение». Перед игрой договоритесь с ребенком, что вы будете показывать разные движения, а ему нужно за вами повторять. Но есть важная деталь: одно движение — запрещенное. Его нельзя повторять, даже если вы его покажете. Договоритесь, что это будет за движение. Например, руки, поднятые вверх. Если ребенок повторит это движение, он проиграл. Можно придумать, что проигравший будет делать какое-то действие: к примеру, прокукарекает. А дальше под музыку показывайте движения, в которые в какой-то момент вплетите запрещенное.
7-15 лет. «Пол — это лава». Эта игра, кажется, популярна у детей (и даже взрослых) всего мира, только под разными названиями. Приклейте на малярный скотч листы бумаги и скажите ребенку, что наступать можно только на бумагу, остальное — это лава (болото, пропасть, колючие шипы…). Со временем игру можно усложнять — располагать листы бумаги далеко друг от друга и делать их меньше по размеру.
Помогать детям и взрослым с ДЦП можно с нами: делаем так, чтобы каждый мог жить максимально свободно и независимо. Благотворительный фонд «Движение к достижению» — https://fundbs.com/