Найти тему
Алексей ЕКС

ВНУК ШАМАНА

Ночной костёр в тайге
Ночной костёр в тайге

Как взрослый, городской и не склонный к мистике человек может сам того не желая попасть в гости к шаману? Сейчас расскажу.

Было это в конце 90-х, когда журналистам в регионах платили копейки. Но мне перепал выгодный заказ - написать книжку о юбилее сибирской гидроэнергетики. И я как-то увлёкся этой работой - мотался в разные города, беседовал с людьми, и необходимые 250-300 страниц набрались буквально за пару месяцев.

Была только одно «белое пятно» - малые ГЭС на горных реках. Строили их давно, никаких документов не осталось - ни чертежей, ни фотографий. С трудом выведал, что где-то в горном посёлке Южной Сибири разменяла десятый десяток вдова одного главного инженера, который в советское время эти бумажки собирал и хранил. Оставалось только надеяться, что старушка не топила печку уникальными чертежами и фотографиями столетней давности. Получив командировочные и залив пожилой «Тойоте Королле» полный бак, я отправился в путь.

Через восемь часов я был где-то рядом с целью. Красота горных пейзажей не позволяла употребить слово «ебеня», но это были именно они.

Местные жители сообщили, что бабуля слегка тронулась умом, со всеми перессорилась и отселилась на заимку. Общается только с шаманом, поэтому путь к уникальным данным о гидроэнергетике Сибири лежал через его… чум? Иглу? Ярангу?

Яранга оказалась обычной избой, а шаман - ещё не старым мужиком лет шестидесяти. Они там в горах на меду и свежем воздухе живут лет под сто, так что у шамана вполне мог быть кризис среднего возраста.

- Клавдию Макаровну ищешь, - сразу сказал шаман. Ну точно колдун.

- А как вы догадались?

- Шаг у тебя м и м о х о ж и й. Ко мне идёшь, да не ко мне. Дальше идти хочешь. И взгляд сквозь.

- Вижу, вы хороший психолог. Но у меня времени мало…

- Это понятно. Ты же человек.

- Мне просто надо спросить, есть ли у неё документы…

- Не спеши. Зайди, посиди, может вопрос сам ответится.

А я и правда устал. Ну и присел за стол, согрел ладонь чем-то вроде пиалы с чем-то вроде травяного чая. Чай, не отравит шаман. С виду добрый.

- Раньше люди спрашивали у шаманов как жить, что делать. Шаман шёл на гору, поднимал над головой бубен-тююр и просил ответа. Люди шаманов уважали. А сейчас у всех свои тююры, все сами слышат голоса с неба. Шаманы никому не нужны.

- Вот сегодня вы мне как раз нужны!

- Бумаги ищешь?

- А вы откуда…

- Так Клавдия Макаровна из всего имущества на заимку взяла кота, одеяло и папку с бумагами, которая от мужа осталась. Думаю, кот и одеяло у тебя и в городе есть, а?

Кот и одеяло у меня и в городе были. Тут не поспоришь.

- Понимаете, там очень важные чертежи…

- Понимаю. Я же в политехе учился, инженер-гидроэнергетик.

Я уже вообще перестал что-либо понимать.

- Вот возьмёшь ты эти документы, всем покажешь-расскажешь. ГЭС тут сами по себе маленькие, но перепад высот такой, что энергии получается много.

Я кивал.

- Но реке от такой ГЭС ничего хорошего. Ни рыбе, ни птице, ни зверю. Гибнет река. А потом погибель вниз идёт, к полям, лесам, городам. Не надо тут ГЭС, тут реки ещё дети. Жалко их.

Шаман достал откуда-то из старого шкафчика пожелтевшую картонную папку.

- Она мне всё оставила. Возьми, подержи. Пусть глаза и руки запомнят - ты нашёл, что искал… А теперь пойдём!

Эта картина до сих пор у меня перед глазами: вечер, подпирающая небо колонна искр, шаман, поднявший над головой бубен и чуть тронутые закатным Солнцем горы.

Сгорела папка быстро.

На прощание шаман попросил меня связаться с его внуком. Тот давно работал в Красноярске и совсем забыл про деда. А чтобы я ничего не забыл, шаман дал мне его визитную карточку. Я кивнул, не глядя положил карточку в карман, поблагодарил шамана и поехал в ближайший городок переночевать.

Перед сном достал из кармана карточку и прочитал:

Андрей Чендеков,

Генеральный директор фирмы «Шаман»

Установка спутниковых антенн

«Сейчас у всех свои тююры, все сами слышат голоса с неба. Шаманы никому не нужны».

О горных ГЭС я написал всего пару абзацев. Книгу приняли и так. А потом наступило новое тысячелетие.