Найти тему
РетроКреатив

Провидец раскола, но не раскольник!

Самое интересное в его теории - предвидение столкновения цивилизаций
Самое интересное в его теории - предвидение столкновения цивилизаций

События, которые разворачиваются на наших глазах все очевиднее приобретают все признаки глобализации. Лучшая часть социума по обе стороны противоборства пытается найти ответы на вопросы о причинах столь активной и очевидной экспансии западной поведенческой системы в пространстве и времени. К сожалению, большая часть здравомыслящих людей рассматривает происходящее сквозь призму мощнейшей пропаганды и на этой основе дает свою оценку.

При этом ощущается явный недостаток объективной информации для самостоятельного и объективного анализа международной обстановки, поскольку силовое обеспечение в различных частях света вышедших из-под контроля эпизодов, требует повышенной секретности, которая достигается, как известно, активным потоком дезинформации и иными доступными средствами.

В сложившейся ситуации единственная возможность адекватного восприятия международных отношений остается за ретроспективным анализом и поиском аналогов современных реалий в предыдущей истории. Они требуют от аналитика глубоких и, что очень важно, системных знаний в профильной сфере, соответствующую методологию, базирующуюся на материалистическом понимании исторического процесса. Смею утверждать, что этого невозможно достичь, если вам ничего не говорит имя Арнольд Джозеф Тойнби.

Именно он, представляется, являлся неоспоримым носителем прогрессивной человеческой мысли той эпохи о развитии человечества. По этой причине выбор темы этой статьи для меня не был случайным. Теоретические постулаты, которые содержатся во взглядах этого британского историка и социолога, известны в научном обороте как теория цивилизаций.

В чем же суть учения этого мыслителя? Во-первых, он стал рассматривать историю не как творение отдельных личностей, а единого сущего, придавая тем самым ему религиозный характер. Но не эта мысль возвысила А.Дж.Тойнби в научной среде, а парадигма постоянного и постепенного движения социума от простого к сложному. По своей конфигурации его подход отличался от предшественников тем, что по его мнению человечество развивается не повсеместно и одновременно, а локальными цивилизациями, в орбиту которых попадают определенные территории, несколько этносов независимо от языка, культуры и вероисповедания. Такое объединение, которое А.Дж.Тойнби определяет как цивилизацию, с его точки зрения проходит несколько стадий развития по воле божьей, а не по воле конкретной личности. Эта идея выделяла его из научного сообщества того периода, поскольку в историографии преобладали иные представления, базирующиеся на приоритете роли личности. Не могу не отметить, что такие представления весьма талантливо формировал выдающийся русский историк Н.М. Карамзин, считавший, что государи и императоры являются движущей силой Российской империи.

Новое, содержащееся в теории цивилизаций, как раз, и есть зачатки диалектического подхода в освещении истории вне влияния учения К.Маркса и Ф.Энгельса. Достигнув в своих исследованиях понимания, что цивилизации не стоят на каком-то одном этапе бытия, а постоянно развиваются, он, тем не менее, приходит к парадоксальному выводу о неизбежном прекращении их существования после нескольких стадий в развитии, обосновывая его примерами из прошлого.

Самое интересное для нас в его теории на фоне сегодняшнего событийного ряда в международной политике, несомненнопредвидение им неизбежности столкновения цивилизаций. И в этом аспекте на передний план выступает эпоха, в которой он прожил большую часть своей жизни. Родился А.Дж.Тойнби в конце XIX, а умер в 1975 году, то есть на его глазах разворачивались практически все важнейшие события мировой истории, в том числе Первая мировая война и Вторая мировая, а также шло формирование социалистического лагеря, напрочь отвергающего частную собственность на средства производства, которая господствовала в мировой экономике. В этом контексте, в самом известном его исследовании "Постижение истории" , которое насчитывает 12 томов содержится уникальный для того периода и очень важный для нас вывод, что столкновение будет носить не социально-экономический или политический характер - столкновение произойдет на совершенно иной почве. Об этом я подробнее постараюсь написать в следующей своей статье.