В октябре 1941 года фашистские войска буквально разгромили сразу три советских фронта. Правительство СССР рассчитывало, что эти войска смогут остановить немцев на большом расстоянии от Москвы, однако на самом деле этого не произошло.
Для реализации данной инициативы использовались и курсанты военных училищ. К такому прибегают только в экстренных ситуациях. В таких местах готовились сводные курсантские полки, которые были отправлены на фронт для усиления обороны на различных направлениях. Довольно часто упоминаются Подольские курсанты, которые действительно этого заслуживают, так как их вклад в победу был весьма большим. Хотя нельзя не сказать, что определенная информация о них требует дополнительного изучения.
Курсанты училища
Дело в том, что некоторые люди врали об их действиях. На самом деле возраст этих парней не превышал 22-23 года, каждый из них получал образование в училище и имел за спиной опыт срочной службы. У некоторых из них даже имелся реальный опыт боевых действий. Данный полк сейчас назывался бы элитным, так как был гораздо полезнее огромного количества необученных солдат, определенная часть из которых ни слова не понимала по-русски. И все же если Подольских курсантов хвалят, то о кремлевских стараются умалчивать.
На тот момент место, где готовили курсантов, называлось Московское командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Оно было в несколько раз известнее, чем подольское. Учащихся там называли «кремлевскими курсантами». Такое название было дано из-за того, что училище находилось рядом с Кремлем. Как и в остальных училищах, в этом месте был сформирован и укомплектован сводный полк, в состав которого входило четыре стрелковых батальона.
1-й батальон, в котором находились исключительно курсанты первого курса, были нужны для строительства оборонных сооружений, чтобы задержать противника в случае его быстрого наступления. Все остальные батальоны попали в распоряжение начальника Волоколамского укрепленного района. Так, из Московского училища на войну пошли 112 офицеров, 1330 курсантов и 7 вольнонаемных.
Боевые столкновения
Данный полк, позже укрепленный и другими подразделениями, принимал непосредственное участие в вооруженном столкновении с 12 октября по 2 ноября. Через 4 дня после этого вышестоящее руководство приказало расформировать полк. Курсанты и офицеры, преподававшие в училище, были возвращены, а приданные подразделения продолжили вести боевые действия. 12 ноября курсанты старших курсов получили звания лейтенантов, из-за чего полк стал не курсантским, а офицерским.
О точном числе погибших в этом полку нигде не говорится. Единственное, есть только упоминание о 800 убитых курсантах, однако подтверждений этому нет. Согласно имеющейся документации, в полку находилось 200 человек. После того, как часть была расформирована, определенное количество курсантов, получивших лейтенантское звание, были отправлены в 1-ю ударную армию. 158 человек оказались возвращены в место своего обучения, чтобы получить военное образование.
По итогам сражений за Москву, государственные награды получили 30 офицеров данного училища и 59 курсантов. И это несмотря на то, что боевой путь этих людей составлял всего пару месяцев. В первый раз в бой они вступили недалеко от села Лотошино. Произошло это после того, как немецкая 4-танковая группа начала атаковать рубеж, на котором находились курсанты. Однако московским курсантам удалось сдержать натиск противника и даже провести контратаку, в ходе которой в плен попали несколько фашистов.
13 октября было зафиксировано острое столкновение за село Лотошино. На находящихся там солдат десятой роты нападали 3 немецких танка, 7 бронемашин и несколько взводов мотоциклистов. Получая отпор, фашисты предпринимали новые попытки захватить село.
Однако на самом деле вся эта информация о первой атаке немцев на кремлевских курсантов является ложью. Дело в том, что фашистская армия заняла Лотошино без каких-либо сражений. Первые же настоящие столкновения с врагом у курсантов произошли 16 октября. И в этот же день в полку появились первые погибшие.
Задачей курсантского полка была защита большого фронта, протяженность которого практически достигала 30 километров. Однако стоит учитывать тот факт, что воевали они не со всей четвертой танковой группой, как это говорится в определенных источниках, а только с 240-м полком пехотной дивизии. С 16 по 28 октября в полку погибло 25 человек. Это говорит о том, что действительно серьезных столкновений у курсантов не было.
Основной удар противников пришелся на Волоколамск, поэтому активных действий против курсантов фашисты не вели. 27 октября немцам удалось захватить город, из-за чего солдаты из училища могли быть окружены. Есть информация о том, что офицеры приняли решение отойти на восток. Об этом же писалось и в телеграмме Жукова, которая была направлена лично Сталину.
Историки считают, что именно по этой причине о кремлевских курсантах не любят рассказывать. Ведь в самом начале сражений они в беспорядке отступали, пока силы противника захватывали советские города. Курсанты все же попали в окружение немцев, однако 1 ноября им удалось вырваться. У фашистов было слишком мало сил, чтобы довести это дело до конца.
16 ноября курсанты предприняли попытку напасть на Волоколамск, чтобы отбить город у врагов. На помощь к ним пришли 58-я танковая дивизия и 44-я кавалерийская дивизия. В этот же день тут же фашисты начали очередное наступление. И получилась весьма интересная ситуация. На правом фланге на Волоколамск шли советские солдаты, а на левом – немецкие силы. В определенных источниках говорится, что в ходе столкновений кремлевские курсанты уничтожили 18 танков, однако никакого точного подтверждения этого нет.
Потери курсантов училища
С 17 по 19 ноября полк курсантов потерял еще 225 человек. Некоторые ученики училища вновь оказались окружены. Им снова удалось освободиться, однако всего в полку осталось менее 200 человек. Затем полку предстояло пережить два месяца практически непрекращающихся боев. На протяжении этого времени полк еще три раза был окружен противниками. По минимальным оценкам, за эти три дня погибло более 800 курсантов, однако точная информация известна только о 509.
Всей информации, полученной из оставшихся военных документов, слишком недостаточно, чтобы правильно оценить произошедшее. Советские историки из всей 16-й армии отмечали только дивизию Панфилова и корпус Доватора. Других частей и воинских формирований для них вроде как никогда не было. Более того, детальное изучение действий, совершенных кремлевскими курсантами, может сильно изменить отношение к советским солдатам.