От спин-оффа Spyro до кроссовера Бэтмена с Доктором Кто и Соником
Попытки подружить в играх виртуальный мир и физические объекты в реальности предпринимались давно. К ним можно отнести, например, робота R.O.B. для NES, появившегося в попытках нащупать новые средства управления играми.
Во втором десятилетии XXI века разработчики вернулись к идее интерактивных физических игрушек, которые бы расширяли взаимодействие с видеоигрой. Замысел был прежним: фигурка или какое-то устройство на столе перед экраном добавляли новые возможности в происходящее на самом экране.
Это явление получило название toys-to-life, и некоторые видели в нем инновационное решение для развития всего игрового бизнеса и оживления старых франшиз вроде классических мультфильмов.
Игры этого формата продавались в виде комплекта из диска, пары фигурок персонажей со встроенным чипом NFC или RFID и устройства для считывания этих чипов — так называемого «портала». Он переносил записанную в фигурке информацию на экран.
Первой ласточкой, получившей широкую известность, стала U.B. Funkeys от студии Arkadium и Radica Games, дочерней компании Mattel. Используя фигурки — «фанки» — игроки выполняли квесты и сражались со злодеями в сказочном мире Террапинии. Это была практически MMORPG для детей.
U.B. Funkeys поддерживалась с 2007 по 2010 годы, за это время Mattel выпустила полсотни фигурок, и некоторые сегодня представляют коллекционную ценность. А потом на этот рынок пришли чисто игровые издательства вроде Activision и медиагиганты уровня Disney.
Серия Skylanders
Activision использовала популярную серию платформеров о драконе Спайро и запустила ее спин-офф — Skylanders. В мире Скайлендс поработителю Каосу противостоят скайлендеры — именно они представлены в виде пластиковых фигурок.
Началось все с игры Spyro's Kingdom, разработку которой поручили компании Toys for Bob. Творческий директор студии Пол Райх вместе с художников И Вэй Хуангом разработал концепцию «Портала Силы» и презентовал ее боссам Activision.
Размышляя над этой идеей, я не переставал спрашивать себя, не безумец ли я. Нам в буквальном смысле нужно было смастерить всё своими руками, прийти к Activision, показать им эти сумасшедшие демоверсии. Но когда мы дошли до этапа, где мы могли поставить фигурку на Портал и она появлялась в игре, у всех в голове будто вспыхнула лампочка. И мы сказали — окей, теперь мы должны сделать это хорошо.
Пол Райх, творческий директор Topys for Bob
К проекту подключились сценаристы «Истории игрушек» Алек Соколов и Джоэл Коэн, а композитором стал небезызвестный Ханс Циммер. С ростом масштабов менялась и политика издателя — из эксклюзива Nintendo Wii будущая игра превратилась в мультиплатформенную. И в 2011 году под названием Skylanders: Spyro's Adventure вышла на ПК, PS3, Wii и Xbox 360.
Критики и игроки высоко оценили новинку, и уже в 2012 году ее продажи достигли 30 млн копий.
Activision принялась выпускать новые части на ежегодной основе, попутно расширяя вселенную новыми героями-скайлендерами:
- Skylanders: Giants (2012) — с фигурками-гигантами, способными поднимать тяжелые предметы;
- Skylanders: Swap Force (2013) — с возможностью объединять героев разных стихий (туловище одной фигурки и ноги другой);
- Skylanders: Trap Team (2014) — в ней можно ловить противников и использовать их как играбельных персонажей;
- Skylanders: SuperChargers (2015) — с упором на гонки на разных транспортных средствах;
- Skylanders: Imaginators (2016) — с возможностью создания собственных персонажей.
В последней также появились Крэш Бандикут и Кортекс из серии Crash Bandicoot. На тот момент последней игрой с их участием была гоночная Crash Nitro Kart 2, вышедшая в 2010 году на смартфонах.
Параллельно Activision развивала целую медиафраншизу. В 2011 году запустилась бета-версия ныне закрытой онлайн-игры Skylanders Universe, выходили комиксы от издательства IDW, а на Netflix в 2016-м стартовал мультсериал «Академия Скайлендерс». Он продержался три сезона.
Последняя игра серии — мобильная Ring of Heroes от корейской Com2Us — вышла в 2018 году. В конце 2020-го вместе с обновлением ее практически перезапустили, изменив множество механик и попутно обнулив прогресс игроков. А в 2022-м на фоне общего падения интереса к серии игру окончательно закрыли.
Сегодня многие уже похоронили франшизу, но после недавней сделки с Microsoft глава Activision Blizzard Бобби Котик заявил, что компания заинтересована в воскрешении Skylanders.
Disney Infinity
После успеха Skylanders на рынок игр с фигурками обратили внимание другие издатели — особенно те, у кого были на руках франшизы с подходящими персонажами и кто и так давно зарабатывал на пластиковых игрушках. Disney, например.
Disney Infinity анонсировали в январе 2013 года. За проект отвечала студия Avalanche Software, известная играми по мультикам, портами популярных хитов и дилогией платформеров Rampage для PlayStation и Nintendo 64. В 2023 году компания отметилась успешной Hogwarts Legacy.
С Disney Infinity вы сможете отправиться в миры ваших любимых героев или собрать этих героев в одном мире по вашему выбору, чтобы помогать им строить, творить и играть так, как только вообразите. Disney Infinity — это не просто игра, это платформа, которая будет расти, расширяться и улучшаться со временем.
Джон Плезантc, со-президент Disney Interactive
В первой волне игрушек было выпущено 40 фигурок персонажей Disney — от Аладдина до Агента Пи из «Финеса и Ферб». В стартовом наборе игры были Салли из «Корпорации монстров», Мистер Исключительный из «Суперсемейки» и капитан Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря».
В комплект поставки входил кристалл с тремя локациями — по одной для каждого персонажа. А также жетон и подставка-портал.
Disney Infinity на старте предложила два режима: «Приключение» и «Коробка с игрушками». Первый предлагал пройти небольшую сюжетную кампанию в мире одного из персонажей. Второй выглядел как песочница с возможностью создавать собственные уровни. Именно для этого и нужны жетоны — они добавляют в набор предметы для создания локаций. И новые жетоны требовалось покупать за реальные деньги.
Игра вышла в 2013 году на PS3, Xbox 360, Wii и ПК. Ее хвалили за отличную реализацию «Коробки с игрушками», но критиковали за невозможность играть персонажами разных вселенных на одном уровне. Например, Джека Воробья не пустят на уровень «Суперсемейки».
По данным GamesIndustry, за первые две недели было продано 294 тысячи копий Disney Infinity. И уже в 2014 году вышла версия 2.0 с персонажами Marvel, от Железного человека до Черной вдовы, и сюжетом о борьбе Мстителей с Локи. В «Коробке с игрушками» появились простые алгоритмы – например, можно попросить игру построить случайную гоночную трассу или дом на дереве.
В 2015-м появилась Disney Infinity 3.0 с персонажами «Звездных войн». Уровни по Star Wars разработала Ninja Theory, к тому времени уже выпустившая Heavenly Sword, DmC и Enslaved. А известная по Sleeping Dogs студия United Front Games сделала уровень по вселенной Marvel.
Третью игру хвалили и за механики, и за одиночную кампанию, но продажам оценки не помогли. Согласно отчету, игровое подразделение Disney потеряло 58 млн долларов. Разработку четвертой части свернули, а студию Avalanche Software закрыли. Но уже в 2017-м ее приобрела и заново открыла компания Warner Bros.
Духовным наследником Infinity стала Disney Playmotion от Hasbro – игра с применением технологий дополненной реальности. Игрушки вроде перчаток Железного человека подключались к приложению в смартфоне, и ребенок мог выполнять разные миссии. Из-за низких продаж Hasbro отменила выпуск наборов по «Звездным войнам» и «Холодному сердцу».
LEGO Dimensions
Свою долю популярности захотела и LEGO, совместно с WB Games выпустившая в 2015 году LEGO Dimensions. Игра повествует о противостоянии Бэтмена, Гэндальфа и Дикарки злобному Лорду Вортексу в различных вселенных. Разработкой занималась уже набившая руку на играх о пластмассовых человечках Traveller’s Tales.
Игру анонсировали в 2015 году, обещая персонажей из самых разных франшиз — от уже существующих до совершенно новых. Тогда же объявили актерский состав: Гари Олдман озвучил главного злодея, Бэтмен заговорил голосом Троя Бейкера, а Кристофер Ллойд и Майкл Джей Фокс вернулись к ролям Дока Брауна и Марти Макфлая.
Когда дети играют с кубиками LEGO, то всегда выходят за пределы определенного бренда, смешивая любимых персонажей и вселенные, и мы поняли, как дать такой опыт геймерам. Впервые в видеоигре фанаты LEGO могут играть как в виртуальном, так и в реальном мире — объединяя все без ограничений. Представьте, что Голлум из «Властелина колец» катается на DeLorean из «Назад в будущее» в Нью-Ниндзяго-Сити. Возможности бесконечны.
Джон Бертон, основатель и творческий директор Traveller’s Tales
Геймплей Dimensions традиционен для LEGO-игр от той же студии — это экшен-платформер с головоломками. На старте были доступны наборы Level Pack, Fun Pack и Team Pack. В них входили одна или две фигурки, а также транспорт и гаджет, которые можно пересобрать под разные нужды.
В первую волну вошли наборы по «Симпсонам», «Доктору Кто», «Охотникам за привидениями» и «Миру Юрского периода». Для фанатов видеоигр появились наборы по классическим аркадам Midway: Rampage, Defender, Spy Hunter и Gauntlet. А также вышел комплект на основе Portal.
LEGO Dimensions вышла в сентябре 2015 года. Ее хвалили за сюжет и геймплей, но критиковали высокую цену. Стартовый набор стоил $100, тогда как за Disney Infinity 3.0 просили только $70.
Это не помешало LEGO Dimensions разойтись тиражом в 640 тысяч копий. Но осталось много нераскупленных наборов, и магазины начали продавать их со скидкой. По мнению экспертов, это снижало характерный для некоторых эксклюзивных наборов статус премиальных продуктов. Например, франшиза Portal не встречается в других линейках компании.
Во второй волне, среди прочего, появились наборы по «Команде А», «Рыцарю дорог» и «Гарри Поттеру». А также комплект по играм серии Sonic the Hedgehog, который в итоге вырос в отдельную линейку LEGO.
Помимо этого стали доступны три набора с пересказами выходивших тогда фильмов: «Лего Фильм: Бэтмен», «Фантастические твари и где они обитают», а также «Охотники за привидениями» Пола Фига.
Но к тому времени то ли публика устала от игр с фигурками, то ли провал новых «Охотников за привидениями» внес свою лепту, но новые наборы продавались плохо. Traveller’s Tales вернулась к разработке более традиционных видеоигр, а в октябре 2017 года WB Games официально объявила о прекращении поддержки LEGO Dimensions.
Другие попытки
Попытки ворваться на рынок toys-to-life предпринимали и другие компании. В 2014 году Nintendo запустила линейку amiibo — фигурок, изображающих популярных героев ее хитов. Они дают бонусы в поддерживаемых играх — например, в The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom фигурка Линка принесет ингредиенты для блюд и раскраски для планера. Разные фигурки совместимы с разными играми, и они выпускаются и продаются по сей день.
Нечто похожее чуть раньше пыталась провернуть финская Rovio, подарившая миру Angry Birds. С 2013 по 2014 годы компания вместе с Hasbro выпускала игрушки Telepods. Камера смартфона или планшета считывала код с фигурки и добавляла ее в игру. Но ограниченная поддержка только в четырех играх быстро свела интерес публики к нулю.
В 2017 году вышла мобильная MMORPG Lightseekers Awakening, разработанная PlayFusion на деньги с Kickstarter. Подключив фигурку по Bluetooth, игрок получал в помощники соответствующего персонажа. Lightseekers все еще работает, но уже давно не получает никакого развития.
Последней заметной попыткой вернуть популярность toys-to-life стала Starlink: Battle for Atlas 2018 года от Ubisoft. Она предлагала путешествия по галактике, сражения с одними инопланетянами и общение с другими, а в качестве фигурок выступили вполне симпатичные модели звездолетов. В версии для Nintendo Switch даже была фигурка Фокса Маклауда, протагониста серии Star Fox. Но игру это не спасло — сейчас Starlink: Battle for Atlas не получает никаких обновлений, да и новостей от разработчиков нет.
Существует мнение, что людям просто надоело покупать игры, не предлагавшие прорывного геймплея и ограничивавшие доступ к части функций. Чтобы разблокировать все возможности, приходилось покупать за дополнительные деньги множество сувениров. Геймеры постарше предпочли более привычные игры, детям же остались обычные игрушки. Сегодня явление toys-to-life скорее мертво.