Новый учебный курс был введен в образовательные программы для всех первокурсников страны президентом РФ В.В. Путиным, который подписал соответствующее поручение в январе 2023 года. Обеспечивающей указанную дисциплину стала кафедра экологического, трудового, административного права, основ права и российской государственности ИПСУБ, а также ряд профессорско-преподавательского состава кафедры государственной службы и управления персоналом ИЭиУ.
Мы встретились со студентами институтов Удмуртского государственного университета и задали им следующие вопросы: Как была воспринята новая дисциплина? Какие сложности возникали в процессе подготовки к семинарским занятиям? Какие интерактивные формы преподавания были использованы преподавателями на занятиях? Что вы узнали нового при изучении этого курса?
Миледина Милада, ИУФФУиЖ: «Курс, хоть является комплексным и общим, охватывает всю историю российского государства в динамике его становления и развития. Несмотря на базовые знания, полученные в средней школе, я, тем не менее, узнала много нового о Петре I, о советском периоде, о достижениях страны. Лично для меня интерес заключался в том, что мы рассматривали Россию как государство с исторической, социологической, политико-правовой и культурной точки зрения. На мой взгляд, именно в этом состоит уникальность этого предмета. Мне очень запомнился раздел «Лица России», изучая который я смогла больше узнать о конкретных политических деятелях, сделать собственные выводы об их вкладе в российскую государственность. Семинарские занятия у нас проводились в очень необычной дискуссионной форме, для меня это было ново. Мы учились обозначать свою позицию и выступать публично, думаю, это очень важный навык».
Степанова Анна, Кокшарова Анастасия, Терсинских Лада, ИИиД: «Нам показалось, что курс очень напоминает уроки обществознания и «Уроки о важном», которые были у нас школе, но тем не менее, выходит за рамки этих предметов. Например, в процессе изучения мы имели возможность ознакомиться с особенностями других регионов России. К примеру, мы делали масштабный проект про Владивосток, его исторические, социально-экономические, климатические и культурные достижения. Ребята выбирали самые разнообразные города, это было очень интересно, мы даже решили для себя, куда хотели бы отправиться путешествовать. Мы большое внимание также уделили и Удмуртии, нашим спортсменам, композиторам, учёным. Нам кажется, что курс был введён не случайно и именно в данный период времени, когда требуется обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения в русле патриотизма. Это совсем не пропагандистская дисциплина, она в большей мере мировоззренческая, формирующая нашу гражданственность и идентичность. Мы рады, что руководство нашей страны стало заботиться об этом, это очень своевременно».
Коробова Анна, Старостина Вероника, ИИиД: «Прежде всего, мне хотелось бы подчеркнуть, что изучение любого предмета всегда происходит через призму преподавателя, который его ведёт. Нам очень повезло, Надежда Павловна Шайхутдинова выстроила с нами потрясающее взаимодействие. Мы учимся в Институте искусств и дизайна, поэтому у нас была возможность креативить, изобретать, очень творчески подходить к семинарским занятиям. К примеру, мы делали плакаты и защищали их. Это очень необычный опыт».
Шахтарина Сабина, ИСК: «От курса у меня остались смешанные впечатления, поскольку большую часть информации мы уже получили в школе. Для меня самым важным стало приобретение навыка публичных выступлений, все семинары у нас проводились в дискуссионной форме. Участвуя в дебатах, мы учились высказывать свою точку зрения, иногда спорить, уважать позицию оппонента. Предмет достаточно интересный и оставил весьма положительные эмоции».
Гончарук Мария, Курбанмагомедова Анастасия, Губина Софья, Хусаинова Наиля, ИЯЛ: «Первое, что хотелось бы отметить, что это самая творческая дисциплина в этом семестре. Мы ожидали чего-то очень сложного, заумного, а оказалось, что изучение права, истории, философии, культурологии может быть таким доступным и интересным. Отдельно стоит подчеркнуть, что этот предмет помог нам сплотиться, почувствовать командный дух, да и просто подружиться. Мы практически не знали друг друга, только вчера закончили школу и ОРГ помогли нам раскрыться. Мы, конечно, достаточно знали из школьного курса, но ОРГ позволили нам закрепить уже пройденный материал на более высоком уровне, получить много нового из современной истории, политики, экономики и законодательства России. Немного сложно нам было в самом начале занятий, мы просто не понимали, каких результатов от нас ждут, но благодаря нашему преподавателю буквально на второй паре нам стало всё понятно и мы динамично включились в учебный процесс. Несомненно, этот предмет направлен на укрепление российской гражданственности и патриотизма, это необычайно важно для нашей страны, которая в настоящее время переживает сложный вектор развития. Очень запомнились темы, связанные с семейными ценностями, доклады и презентации, которые мы делали, очень сплотили нас, вызывали гордость за наших людей и страну».
Веретенников Кирилл, ИМИТИФ: «Первая ассоциация, которая сразу приходит на ум – теперь я знаю всё и о всех конституциях нашей страны. Сергей Анатольевич Соболев очень тщательно подходил именно к конституционным основам российской государственности, что, на мой взгляд, очень оправданно. Могу признать, что ОРГ это исключительно гуманитарная дисциплина и нам, как представителям технических специальностей, она не сразу далась легко, но мы смогли к ней приспособиться благодаря усилиям нашего преподавателя, который помогал и поддерживал нас во всём. Наверное, это максимально возможный метод сотрудничества, который я когда-либо встречал, поэтому впоследствии этот предмет стал мне интересен и полезен. Я многое узнал не только о законодательных, но и о религиозных, философских и исторических особенностях нашей страны, нас научили грамотно составлять доклады и презентации, очень важный навык. Мне совершенно не показалось, что ОРГ дублирует обществознание, которое мы проходили в школе, это абсолютно другой уровень предмета, самое главное, он способствует формированию нас как граждан России, учит нас гордиться своей страной».
Обухов Захар, ИФКиС, Бредихина Александра, Маратканова София, ИЕН: «Признаться, в самом начале мы несколько скептически отнеслись к ОРГ, нам казалось, ну куда ещё больше истории, политологии и всего того, что мы изучали в рамках обществознания, но всё оказалось совсем не так. Мы сразу очень творчески приступили к ОРГ, начали работать в группах, полемизировать, даже рисовать, что нам вообще бы никогда и в голову не пришло! Нас научили искать информацию, систематизировать, анализировать, делать выводы, что будет очень важно для изучения в будущем наших профильных дисциплин. Наши преподаватели очень доступно и с чувством юмора вели лекции и семинары, во всём помогая нам раскрыть свой потенциал. Сначала было очень сложно выступать публично, но на занятиях всегда царила очень дружественная и открытая атмосфера, что, на наш взгляд, очень важно, особенно для первокурсников. Запомнилась лекция, связанная с крещением Руси, какие это вызвало последствия и что сформировало Россию именно как страну с богатейшим духовным потенциалом. Отдельно хотелось бы заметить, что нам не хватило лекционных занятий, хотелось бы больше слышать преподавателей, нам с ними очень повезло».
Каипов Тимур, ИСК, Глухова Марина, Андрей Першаков, ИЯЛ, Уразманов Владислав, ИУФФУиЖ: «Нам кажется, что ОРГ это самая мультимедийная и интерактивная дисциплина в этом семестре – мы использовали огромное количество интернет-ресурсов, смотрели интереснейшие видео-ролики, слушали гимны России и субъектов РФ, готовили репортажи и презентации. Ни одно семинарское занятие не проходило в «скучном» традиционном формате, что, разумеется, огромная заслуга наших преподавателей. У нас даже были игры на семинарах! Уже после первого занятия у нас отпали все опасения, что ОРГ – это дублирующий предмет, который не принесёт нам ничего нового. Мы сразу ощутили разницу в методике преподавания предметов в школе и ВУЗе, когда уже на первом практическом занятии нам устроили свободную дискуссию, где каждый мог высказать свою точку зрения, но не эмоционально, а аргументированно. Преподаватель выступал как модератор дискуссии и направлял наш спор в нужное русло. Очень запомнились семинары «Лица России», посвященные виднейшим учёным, исследователям, политикам, спортсменам. Каждый выбирал отдельного персонажа и посвящал ему своё выступление, в результате мы узнали много нового. Мы изучали становление и развитие нашей страны в динамике и были поражены, насколько она уникальна с точки зрения географических, социально-культурных, политико-правовых и духовно-нравственных особенностей. Этот предмет учит любить и гордиться своей страной, как бы пафосно это не звучало. Очень надеемся, что это предмет останется и в дальнейшем новые первокурсники смогут глубже проникнуться нашей национальной идентичностью, тем более, как оказалось, этому можно научить так интересно и доступно».
Иванова Юлия, Домрачева Ксения, Мозговая Яна, ИЯЛ, Турнеева Алина, Гладких Арина, ИЭиУ, Лихачёв Дмитрий, ИСК: «Хочется отметить, что мы - студенты, не школьники, мы уже сложившиеся личности с правом высказывать свою точку зрения. Начиная изучать ОРГ мы немного опасались «навязывания» избыточного патриотизма и духовных скреп, поскольку в СМИ данный курс прямо назвали пропагандистским. Каким же было наше удивление, что ничего подобного в этом предмете нет. Это исключительно мировоззренческий курс, включающий в себя право, политику, историю, философию и культуру. Наверное, самым сложным был раздел, посвящённый философским основам российской государственности, но нам удалось его преодолеть. На одном из практических занятий мы посетили Госсовет УР, изучили работу нашего законодательного органа, это было очень познавательно и интересно. Мы даже познакомились с автором государственного герба Удмуртии! Не думаем, что нам бы это удалось, не изучая ОРГ. Это правильный предмет, который появился в нужном месте и в нужное время».
Кабанова Таисия, Гарифьянов Владимир, ИНиГ: «Этот предмет представляет собой симбиоз фундаментальных наук, определяющих наше мировоззрение – философия, культура, история, право. При изучении ОРГ мы более чётко стали понимать роль и значение человека и гражданина в становлении и развитии государственности. На лекционные занятия у нас приглашались практические работники, в частности, был приглашён природоохранный прокурор УР, который рассказал нам о значении правоохранительных органов в системе российской государственности, а также определил виды и способы преодоления современных экологических вызовов современности. У нас выстроилось уникальное взаимодействие с нашим преподавателем. Напрасно считают, что при помощи предметов невозможно воспитать гражданственность и патриотизм, разумеется, основы закладываются в семье и школе, но и университет играет в этом колоссальную роль. Тем более, когда это преподносится в игровой, дискуссионной и интерактивной форме. В настоящее время, когда страну по идеологическим причинам покинуло определённое количество граждан, как никогда своевременно напомнить, как уникальна, богата и разнообразна Россия, обладающая величайшим культурным и духовным наследием».
Кагармарманов Аделий, «Информационная безопасность», ИПСУБ, Русских Екатерина, «Юриспруденция», ИПСУБ: «ОРГ идеально вписался в учебный план для нас, вчерашних школьников, поскольку мы в составе школьной программы изучали историю и обществознание. Этот предмет вывел всё то, что мы уже знаем, на совершенно новый уровень. Нас учили думать, спорить, защищать свою точку зрения, одновременно прислушиваясь к другим. Было сложно, подготовка к семинарам значительно отличается от подготовки к домашним заданиям в школе, но наш преподаватель смогла выстроить самую доброжелательную атмосферу, помогая и поддерживая нас во всём. Мы считаем, что нам повезло, что мы первые студенты, которые осваивают этот предмет, потому что знать и любить своё государство это неотъемлемая черта достойного гражданина. Для нас, как будущих юристов, знания, полученные в результате изучения ОРГ станут нравственным ориентиром, когда придётся занимать должности на государственной службе или в правоохранительных органах».
Четкарёв Артём, ИПСУБ: «Считаю, что ОРГ это важнейший и крайне своевременный предмет, который стал ответом на те вызовы, с которыми столкнулась наша страна в последнее время. Благодаря этому курсу я, например, узнал, что глава Удмуртской республики избирается всенародным голосованием, а глава Донецкой народной республики – путем голосования депутатов ДНР. ОРГ никому ничего не навязывает, этот курс не заставляет нас любить свою родину, просто потому, что так принято, он раскрывает нам причины, за что её любить – за красоту, силу духа, за наших людей-героев. В январе 2023 г. я в составе волонтёрской гуманитарной миссии был в г. Мариуполе, работал в госпитале и центрах помощи. Я приобрел колоссальный опыт, сотрудничая с ребятами из разных регионов нашей огромной страны, увидел, как сплочённо можно строить новую государственность, чувствуя гражданское единство, а не разделение общества на «свой» и «чужой». Я рассказывал на семинарских занятиях об этой поездке применительно к теме патриотизма в контексте огромного количества СМИ, которые пытаются расколоть наше общество, разрушить наши ценности. Очень надеюсь, что ОРГ будет изучаться и дальше, укрепляя основы российского государства и общества».
Текст: Е.А. Белокрылова, заведующая кафедрой экологического, трудового, административного права, основ права и российской государственности
Источник: газета «Удмуртский университет» № 11 (293) от 28.12.2023