("Воздушное ограбление", Lift, 2024, США)
Пять лет упорно скрывался от глаз честно́го народа Ф. Гэри Грей, отстирывая свой сюртук от яичных и помидорных клякс. Тех, что остались на нем после эпичного недоразумения под названием "Люди в черном: Интернэшнл".
И вот, когда тот сюртук просох и был повторно отглажен, Ф. Гэри дерзнул наконец-то вновь явить себя миру. И, разумеется, не с пустыми руками, а с подарком, на чьей упаковке красовалась загадочная надпись "Lift". Которую у нас по традиции замазали черным маркером, а рядом написали "Воздушное ограбление".
Само собой, что ожидать от всеядного кинодела Грея можно было всего, чего угодно. Ибо его творческие интересы охватывают широчайший диапазон, начиная от видеоклипов рэперов и комедий для торчков ("Пятница"), и заканчивая биографическими драмами ("Голос улиц") и блокбастерным дуракавалянием "(Форсаж 8").
И тем удивительнее, что Ф. Гэри вдруг решил повторить собственный банкет 20-летней давности, сняв нечто в духе своего замечательного ремейка "Ограбления по-итальянски" (The Italian Job, 2003). Нечто такое же размашистое, веселое и экшенистое. Более того, ему даже удалось под это дело раскрутить Netflix аж на 100 млн. $ - бюджет, превышающий "итальяно-грабительский" более чем в 1,5 раза.
Жаль только, что вернуть в строй ту самую воровскую банду из "Ограбления..." под предводительством Марка Уолберга создатели "Lift" то ли не захотели, то ли не смогли. А ведь идея такая явно лежала на поверхности и обсуждалась: и вправду, какой эффектный "сиквел ремейка" можно было бы забабахать с подзаголовком "20 лет спустя"! Учитывая, что все главные актеры The Italian Job Грея до сих пор пребывают в добром здравии и отличной форме.
Увы, не срослось. Так что пришлось Грею набирать себе новую банду воров-умников и, увы-2, из того, что было на ближайшей актерской распродаже. В связи с чем здешнее место Уолберга занял относительно раскрученный Кевин Харт, да на роль главгада удалось заарканить покамест не забытого ветерана Жана Рено. Впрочем, и у него, и у засветившегося тут на третьем плане Винсента Д’Онофрио, роли настолько небольшие и статичные, что про них и говорить как-то неловко.
Все же прочие участники этой банды хоть и обладают узнаваемыми физиономиями, до харизматичности Шарлиз Терон и Джейсона Стэйтема и близко не дотягивают. Поэтому хитрец Ф. Гэри не дает нам к ним приглядываться, сходу окуная их в сюжетную движуху и не давая расслабиться вплоть до финальных титров.
А уж к качеству движухи в его картинах претензий и раньше не было, и сегодня нет. Особенно после того, как он, идя в ногу со временем, тоже приручил себе стаю дронов с видеокамерами, что повысило и без того высокий градус зрелищности его экшена.
Расписывать сюжет "Воздушного ограбления" особого смысла нет, тем более, что временами он перекликается с "Ограблением по-итальянски".
И здесь всё вращается вокруг целого штабеля из золотых слитков. За которыми охотится разношерстная команда благородных воров-интеллектуалов во главе со своим "супермозгом" Сайрусом (К. Харт). Даже стартовые их приключения опять-таки происходят в Венеции, но вскоре, к счастью, все чересчур явные аналогии с The Italian Job исчезают, и история эта кувыркается дальше иными кульбитами. А вышеназванный кубометр золота один злодей должен срочно переправить другому на самолете из Лондона в Цюрих. В обычном гражданском авиалайнере, в грузовом отсеке, в сейфе под охраной. А поскольку Сайрус для своей банды легких путей не искал в принципе, грабить злодеев было решено не на земле, - тем более так уже делал герой Уолберга в The Italian Job, - а прямо в воздухе. То есть сайрусенцам в буквальном смысле предстояло сначала стибрить в полете огромный "боинг", и чтобы этого вдобавок никто не заметил...
Общий комедийный настрой "Воздушного ограбления", безусловно, оправдывает шизофреничность его сюжета. Где почти вся логика отдана на откуп красивого аэро- и прочего экшена с хиханьками-хаханьками. И всё же одно чудовищное надругательство даже над элементарным здравым смыслом подпортило итоговое впечатление от картины. А именно...
...Хотя в 2-х словах тут не расскажешь - придется растечься мыслью на все 140.
Короче, представьте себе ультрасовременный реактивный частный самолет. Чьи идеальные формы имеют вдобавок футуристический дизайн, а вшитые в него технологии фурычат явно не на Пентиуме-2.
И что же делает Сайрус, дабы переоборудовать этот шедевр авиастроения для своих целей? Да берет и, безо всяких расчетов и тестов (!), тупо облепляет его по всей обшивке грубыми металлическими пластинами. По тому же принципу, как облепляют фольгой шоколадного зайца; с какой целью это делает Сайрус, в данном случае не суть важно. От кончика хвоста до кончика носа, с корявыми стыками, и как бы вовсе не на клей "момент".
Вопрос даже не знатокам: как высоко после такого "dumb'грейда" взлетит этот самолет, как далеко улетит, и взлетит ли он вообще?
Правильный ответ настолько очевиден, что его и озвучивать не надо. Тем не менее в фильме этот нехило растолстевший уродец с жуткой обтекаемостью прекрасно летает и даже фигуры высшего пилотажа крутит.
Иными словами, если вы любитель авиации в любом ее виде, то по ходу "Воздушного ограбления" рискуете не раз нокаутировать себя трескучим фейспалмом.
***
В общем, кабы не тяжкое надругательство Ф. Гэри Греем над учебником физики за 10 класс (или когда там нынче изучают в школе аэродинамику?), "Воздушное ограбление" можно было бы назвать вполне образцово-показательным комедийным боевиком старой школы в современном исполнении.
Однако Ф. Гэри зачем-то взял и "испортил хор-р-рошую вещь!"©. То есть превратил изначально элегантный самолет, - считай, одного из главных героев своего фильма, - в постапокалиптического зверомонстра. Причем даже без веской на то причины, ради одного-единственного сомнительного трюка, без которого эта и так дураческая чехарда могла бы легко обойтись.
Впрочем, если летающие в поднебесье, крылатые наковальни не вызывают у вас раздражение, по крайней мере в боевиках, а "Ограбление по-итальянски" 2003 года оставило приятные воспоминания - что ж, тогда всё отлично. В этом случае новая лента Ф. Гэри Грея доставит вам именно то диванное удовольствие, которое вы ждете от 100-миллионно-$ боевика про сумасшедший грабёж, решив расслабить себе мозги на сон грядущий.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):