Найти тему
PSYCHO logicus

Почему подросток такой (2 минуты)

Оглавление
Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

Подростковый кризис пугает родителей сильнее, чем фильм ужасов. Само слово "кризис" вызывает неприятные ощущения: "жили-жили себе нормально и вот приехали". Куда же мы приезжаем в кризис? Давайте разбираться.

Вообще кризис в возрастной психологии - дело хорошее. Он демонстрирует наличие роста: человек развивается, и существующие условия для него становятся тесными, поэтому и возникает конфликт. Например, малыш научился ходить, он уже менее зависим от мамы, ему хочется перемещаться повсюду, исследовать мир, но мама этого не осознает и создает жесткие рамки. Это как накинуть на ребенка веревку и постоянно ее дергать. Согласитесь, неприятно. У ребенка вызревает недовольство внутри . Будет ли конфликт, зависит от ресурса маленького человека (иногда проще подчиниться и больше не вспоминать о своих возможностях, но это другая тема).

Вот так и с подростками. Они уже по своему "функционалу" практически взрослые: тело большое, читать и писать умеют, абстрактное мышление в той или иной степени развито, навыки общения есть, что еще надо? При этом, возможности подростка ограничены: для социума он ребенок.

Кризис наступает после периода затишья, когда вроде бы все устаканилось, семья привыкла к определенному укладу, и бах, землетрясение, которое неприятно для всех.

С другой стороны, кризис - это про развитие личности и здесь его основная позитивная сторона. Личность хочет иметь свое мнение, хочет, чтобы к ней прислушивались. Ребенок пытается понять, кто он, о чем он, где его границы.

Основа подросткового кризиса - закрепление в социуме, именно туда направлено внимание подростка. Совсем скоро в этом социуме ему будет необходимо добывать себе ресурсы, находить пару, размножаться.

Важно понимать, что подростку в этот период сложно. У него быстро растет организм, иногда значительно быстрее, чем развивается психика. Гормональный коктейль порождает определенную неадекватность: частые перепады настроения, эмоциональные взрывы и туннельное внимание. Именно с эффектом туннельного внимания связаны большие риски, так как мало того, что подросток не опытен, так еще и выносит за скобки своей жизни (=своего внимания) много аспектов. Он "медитирует" на мишени: поиск себя, социум, построение отношений с противоположным полом.

Если подросток чувствует, что неуспешен, то может возникать желание отказаться от предыдущей жизни, обесценить все, что было раньше, обвинить родителей, поменять внешность и даже изменить пол.

Как бы подросток ни воевал с родителями, ему на самом деле нужна их поддержка. Подростковый период - это проверка на прочность отношений в семье. Авторитетность родителя в любом случае снижается в данном периоде, однако многое зависит от степени и характера привязанности, которая сформирована между ребенком и родителем. Наличие понимания, поддержки, принятия возвращает подростка в дом к родителю за советом.

Что почитать/посмотреть:

Людмила Петрановская "Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка"

Информация о теории привязанности (Джон Боулби)

Проект Psinferion (muntyanov.ru)

Проект "Правое полушарие интроверта" - курс "Психология развития"

Ольга Карабанова. "Мастера психологии. Детско-родительские отношения в современном мире – путь к диалогу и доверию" (YouTube Московского института психоанализа).

Каким подростком были вы? С каким чувством вспоминаете это время?