Найти тему
Чайный Вектор

Фарфор Да Я Чжай 大雅斋

Мемориальная доска ”Даяжай", призвана восхвалить Цыси как высоконравственного и талантливого человека.
Мемориальная доска ”Даяжай", призвана восхвалить Цыси как высоконравственного и талантливого человека.

При очередной поездке в Китай и закупке посуды для чая, наткнулся на необычную (в своем традиционном исполнении) гайвань. Под словом «необычный» в данном контексте я подразумеваю, во-первых, отсутствие блюдца, во-вторых немного другой подход удержания гайвани в руке и тактильные ощущения при соприкосновении с ней, но самое основное отличие — это необычная роспись чаши и крышки, если сравнивать с росписью последних 50 лет.

Купив несколько таких гайваней, причем они стоили значительно дороже всех остальных, оказалось, что у них есть достаточно богатая история, причем уходящая во времена династии Цин. Конечно то, что я купил является уже репликой, но также имеющей возраст не менее 50 лет. Это было понятно не только по стоимости, но и по внешнему виду, ручной формовке, технике нанесения рисунка и обжигу, которое в последнее время не типично даже для работ частных мастеров керамики.

И вот по возвращению с китайского блошиного рынка я стал усердно искать информацию, которая, как оказалось, с одной стороны раскрыта в интернет-ресурсе, но с другой стороны имеющая глубину познаний и тайн, связанных с этим фарфором, которые не настолько доступны в интернете. Поэтому пришлось подключить знакомых историков, чтобы немного раскрыть то, чего нет в открытом доступе.

За окном аромат жимолости и осени становится все сильнее, но цветущие персик, пион, пионовидная гардения... В стопках рисунков на картине полны жизненной силы.
За окном аромат жимолости и осени становится все сильнее, но цветущие персик, пион, пионовидная гардения... В стопках рисунков на картине полны жизненной силы.

Надпись на фарфоре "大雅斋” Да Я Чжай исторически была связана с особым человеком в Китае - вдовствующей императрицей Цыси 慈禧 (годы жизни с 29 ноября 1835 по 15 ноября 1908).Она была важной политической фигурой и фактическим правителем поздней династии Цин 48 лет с 1861 по 1908 гг. В годы ее правления произошли значительные изменения внутри страны (одни осуждают ее, другие восхищаются), но мой разговор будет не об этом.

Вдовствующая императрица Цыси 慈禧
Вдовствующая императрица Цыси 慈禧

В периоды Тунчжи 同治 и Гуансюй光绪 китайское общество и экономика подвергалась полуколонизации, а национальная промышленность день ото дня приходила в упадок. И получилось так, что из-за вторжения Тайпинской армии, мастера значимой Императорской печной фабрики в Цзиндэчжэне 景德镇 были сосланы, а новички не смогли повторить производство такого качества, какое было ранее. Лишь только после переворота Правящая группа во главе с Цыси смогли восстановить производство на должном уровне, внеся свои коррективы и добавив новых красок при изготовлении значительного количества изысканного фарфора и жертвенной утвари для императорского двора династии Цин.

Деяния вдовствующей императрицы Цыси были в основном темой светских бесед после ужина и чаепития.
Деяния вдовствующей императрицы Цыси были в основном темой светских бесед после ужина и чаепития.

Вдовствующая императрица Цыси лично участвовала в обжиге фарфора "Да Я Чжай". Она умела видеть красоту и яркость красок, уделяя особое внимание элегантности и утонченности в исскустве. Это все отражалось в ее песнях, художестве и танцах, которое впоследствии выразилось в фарфоре, который был расписан в цвет, с прекрасными цветами и птицами, уникальными женскими эстетическими характеристиками и личными предпочтениями Цыси. Когда Цыси еще была наложницей императора Сяньфэна, она использовала “Даячжай” в качестве своего официального имени, принимая непосредственное участие в росписи фарфора.

Образцы рукописей Мяо Суджуна
Образцы рукописей Мяо Суджуна
Образцы рукописей Мяо Суджуна
Образцы рукописей Мяо Суджуна
Образцы рукописей Мяо Суджуна
Образцы рукописей Мяо Суджуна

По сравнению с другими изделиями того же периода, фарфор ”Да Я Чжай" являлся самым элегантным по текстуре и мастерству изготовления, отражая высочайший уровень производства императорского обжигового фарфора династии Гуансюй. Это был редкий цвет в фарфоровой промышленности поздней династии Цин.

Чаша на высоких Ножках с пастельным рисунком
Чаша на высоких Ножках с пастельным рисунком

Поскольку Цыси всю свою жизнь любила цветы, то на фарфоре ”Да Я Чжай", естественно, было большое преобладание цветочных украшений. Однако декоративное оформление фарфора ”Даячжай" выражало не только акцентирование на цветах, оно объединяло в себе символическую композитную тему птиц, узоров и большого количества красок, включая 12 цветов: розовый, корень лотоса, светлый корень лотоса, ярко-желтый, красный, синий, темно-синий, светло-голубой, изумрудный, соевый зеленый, светло-зеленый и земляной.

Гайвань
Гайвань

Композиция отображения картины на фарфоре не имело многоуровневого наложения, а лишь указывало на сцену в природе. В соответствии с эстетическим воображением придворного живописца создается стиль живописи с частичной занятостью и письмом, демонстрирующий мягкий и очаровательный, свежий и элегантный женский темперамент.

Оттиск печати
Оттиск печати

Фарфоровая посуда ”Да Я Чжай" отличалась очень богатым разнообразием форм, в основном включая все старинные и инновационные формы поздней династии Цин: миски, тарелки, блюдца, тазики, цилиндры, чаши для чая, банки, горшочки, диски с ножками и т.д. Причем сами по себе формы были представлены не только с округленными краями, но и квадратные, прямоугольные, шести и восьмиугольные, а также в форме веера, лепестков и слитка. Императорский фарфор вдовствующей императрицы Цыси, обожженный в этот период, был очень редким тонким фарфором.

Прямоугольный Цветочный Горшок. Стиль Зеленого Пространства с изображением цветов и птиц
Прямоугольный Цветочный Горшок. Стиль Зеленого Пространства с изображением цветов и птиц

Фарфор Даяжай имел множество мотивов, в основном с цветами с двойным загибом, которые на тот момент являлись инновационными по стилю. Большинство из них были нарисованы светлыми чернилами на фоне красного, розового, желтого, синего, темно-синего, светло-голубого, зеленого, светло-голубого, светло-бирюзово-зеленого, голубого и светло-фиолетового. Стиль росписи красивый и мягкий, а узоры изысканные и богатые.

Красная печать, которая была изначально отображена
Красная печать, которая была изначально отображена

Для украшения использовались утонченные узоры бегонии, гибискуса, хризантемы, камелии, пиона, лотоса, подсолнечника, глицинии, персика, а также разнообразных цветов и растений.

-13

Из исторических сведений, фарфоровая промышленность в конце правления династии Цин находилась в упадке и поэтому, чтобы ее оживить, была изобретена эта разновидность красок с техникой нанесения узоров. А поскольку это изделие действительно получилось прекрасным с точки зрения инновации, то оно до сих пор пользуются большим спросом у коллекционеров.

Фиолетовая Пастельная Чайная Коробка С Изображением Цветов и Птиц
Фиолетовая Пастельная Чайная Коробка С Изображением Цветов и Птиц

Фарфор "大雅斋” Да Я Чжай уникален среди фарфора, благодаря сохранившейся полной официальной росписи династии Цин, отличительным характеристикам и красочным украшениям.

-15