Найти в Дзене
Космофал

Техника ЭПАС

В соответствии с «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» (1972г) между правительствами СССР и США, для выполнения программы экспериментального полета национальных космических кораблей (КК) были взяты используемые в то время советский КК «Союз» и американский КК «Аполлон» для проверки возможности (и накопления опыты) сближения, стыковки, взаимного перехода космонавтов\астронавтов между кораблями.
Вопросов для реализации программы было много и они были непростые, поэтому в этом же году был подписан еще один документ между НАСА и Академией наук для решения конкретных организационно-технических вопросов. И хотя КК, как говорится, были и летали, но для программы ЭПАС-75 стали готовить их модификации под эту программу.
Наш корабль серии «Союз» переделали в 2-х местный вариант, добавили панели солнечных батарей
Американский корабль «Аполлон» был взят без лунного модуля (околоземной вариант), но добавили специальный стыко

В соответствии с «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» (1972г) между правительствами СССР и США, для выполнения программы экспериментального полета национальных космических кораблей (КК) были взяты используемые в то время советский КК «Союз» и американский КК «Аполлон» для проверки возможности (и накопления опыты) сближения, стыковки, взаимного перехода космонавтов\астронавтов между кораблями.
Вопросов для реализации программы было много и они были непростые, поэтому в этом же году был подписан еще один документ между НАСА и Академией наук для решения конкретных организационно-технических вопросов.

И хотя КК, как говорится, были и летали, но для программы ЭПАС-75 стали готовить их модификации под эту программу.
Наш корабль серии «Союз» переделали в 2-х местный вариант, добавили панели солнечных батарей
Американский корабль «Аполлон» был взят без лунного модуля (околоземной вариант), но добавили специальный стыковочной переходный отсек.
Американский корабль иногда называют "ASTP Apollo", т.е. Аполлон-ЭПАС. А попадалось даже и "Аполлон-21".
А самое интересное - разработка и создание в СССР нового стыковочного узла, части которого установили на обоих кораблях.

Для отработки такой техники в СССР изготовили аж 6 КК "Союз" (7К-ТМ):

-2

- 3 корабля для экспериментов подготовки к ЭПАС-75 ( два беспилотных полета= «Космос-638», «Космос-672» и один пилотируемый полёт «Союз-16» (даже со своей эмблемой);

Хотя и невидно где здесь "Союз-16"
Хотя и невидно где здесь "Союз-16"

- 4й - для самой программы ЭПАС, т.е. для КК "Союз-19" была эмблема, больше похожая на эмблему самого проекта

Да это и нарукавная нашивка экипажей проекта
Да это и нарукавная нашивка экипажей проекта

- 5й- резервный при выполнении программы ЭПАС (установлен с РН на космодроме Байконур в готовности к немедленному старту, если что не так пойдет в эксперименте);
- 6й - позже дооборудовали и использовали в другом проекте (1976).
Американская сторона таких подготовительных мероприятий не делала, но за период подготовки проекта ЭПАС совершила 3 штатных полета по программе «Скайлэб».
Из технических вопросов (проблем) решались и другие:
- обеспечение связи и между центрами управления, и между кораблями;
- обеспечения поиска и сближения кораблей;
- проблема системы жизнеобеспечения (СЖО) кораблей «Союз» и «Аполлон» - они были несовместимы (основное - различие атмосферы: в «Аполлоне» она чистый кислород, но при пониженным давлении, а на «Союзе» она нормальная, земная).

Для решения проблемы СЖО (обеспечение их совместимости) и обеспечения перехода экипажей между кораблями и был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек ( выводился на орбиту вместе с «Аполлоном»). Конструктивно это был цилиндр длиной более 3 метров, диаметром до 1,4 метра, массой 2 тонны. Что позволило при переходе членов экипажей в нужный корабль создавать в нем атмосферу этого корабля (с небольшими изменениями) и позволило сократить время перехода (пребывания в шлюзе) до 3-х часов! Но созданием специальных шлюза, переходной атмосферы проблема не ограничилась - костюмы советских космонавтов были пожароопасными в атмосфере «Аполлона» и пришлось их модернизировать (всего навсего пришлось разработать в Советском Союзе в авральном режиме новый полимер, из него создать спецткань для скафандров.
Доработанные корабли можно посмотреть на "совместном фото"

-5


Про стыковочный узел (агрегаты) уже говорилось: у обоих кораблей были такие свои, но для данного проекта они не подходили из-за разной геометрии, силовых нагрузок, систем сцепления и даже общей схемы функционирования - несимметричной парной активно-пассивной схеме «штырь-конус». Пришлось в КБ «Энергия» в аварийном порядке разрабатывать новый агрегат, созвучный с программой именем, АПАС-75 (Андрогинно-Периферийный Агрегат Стыковки с герметичным переходником). Изделие получилось "неплохое"(в дальнейшем еще и модифицировался: АПАС-89, АПАС-95) и после выполнения программы ЭПАС использовалось и далее, в т.ч. и на МКС . Идея была в том, чтобы несимметричную ("неравноправную" активно-пассивную) систему типа «папа-мама», заменить на симметричную, чтобы стыковочные агрегаты любого КК могли стыковаться друг с другом (сделали их одновременно "папа\мама", по научному "андрогенными").
Для столь ценного узла автор изготовил значок на основе реконструированного рисунка (https://ru.wikipedia.org/wiki/Союз_—_Аполлон)

-6


В статье ЭПАС-75 отмечена оценка значимости создания такого нового устройства стыковки различных космических аппаратов: кораблей, орбитальных станций.
К положительным техническим итогам можно отнести и результаты создания дополнительных средств (и даже сооружений) для подготовки кораблей, средств связи и передачи данных.