Окончание
- Трудовой династией обычно признаются члены одной семьи и их близкие родственники, имеющие три и более поколений – последователей семейной профессии, работающие в одной профессиональной сфере. Как вы считаете, у вас, МАКАЕВЫХ, трудовая династия?
- Не знаю, можно ли нашу семью назвать трудовой династией. Так складывалась жизнь, что наши предки жили в разных местах. У отца дедушка работал на железной дороге на Кавказе. Мой дедушка по материнской линии, БЕЛОВ Николай Васильевич, когда семья жила в Восточном Иделе Сегежского района, был машинистом паровоза, а бабушка, Татьяна Васильевна – стрелочницей. Когда семья переехала в Ледмозеро, они работали на нижнем складе.
У нас в посёлке живёт брат мамы, Виктор Николаевич БЕЛОВ. Он всю трудовую жизнь проработал машинистом тепловоза, его жена - приёмосдатчиком. Сейчас они на заслуженном отдыхе. Их сыновья, а мои двоюродные братья, работают тоже на железной дороге. Один – помощником машиниста, другой – путейцем. В общем, получается, что двенадцать членов семей МАКАЕВЫХ – БЕЛОВЫХ связаны с железной дорогой.
- Нужны ли какие – то особые качества и навыки человеку, который решил стать машинистом тепловоза?
- Труд железнодорожника в любой сфере очень ответственен. Нужно быть внимательным, бдительным, ответственным, чтобы избежать нарушений, не допустить аварий. Мы, машинисты тепловозов, работаем при высокой температуре, вибрации, шуме и копоти. Работа машиниста требует большой выносливости.
До закрытия железной дороги Ледмозеро – Юшкозеро мы были машинистами грузо – пассажирских перевозок, теперь – только грузовых, так как перестали возить пассажирские вагоны. Мы перевозим тысячи тонн грузов, в основном это вагоны с древесиной. Поездки осуществляем по маршрутам: Ледмозеро – Костомукша – Муезерка – Волома – Пенинга – Суккозеро. Самое главное, надо быть ответственным человеком, остальное со временем нарабатывается. Ну и, конечно же, любить выбранную профессию.
- Расскажите, пожалуйста, о своих коллегах.
- У нас пять локомотивных бригад. Локомотивная бригада – это машинист тепловоза и помощник. Работаем по графику, каждая бригада в свою смену. Рабочий день машиниста начинается с приёмки тепловоза, его осмотра. Смена длится 12 часов - день, ночь, два выходных. Коллектив у нас дружный, работники ответственные. Случаются и поломки, не без этого. Если тепловозу требуется несложный ремонт и срочно надо его сделать, то ремонтируем на месте. Если случается что – то серьёзное, то ремонт проводится в Костомукшском или в Кемском депо.
- Что самое интересное в Вашей работе?
- Интересно то, что можно быть наставником, помочь новичкам в освоении нашей профессией. Несколько раз и я выступал в этой роли, делился накопившимся за годы работы опытом и навыками с другими.
Интересно наблюдать, как меняется окружающая природа в разное время года. Когда едешь по лесу, открываются чудесные виды. Однако, любоваться природой некогда, ты должен быть сосредоточен на работе. Управлять вагонами с древесиной дело не из простых.
- А что негативное, сложное?
- На первых порах тяжело работать в ночную смену. Сложно побороть сонливость, но всё приходит с опытом, со временем ко всему привыкаешь.
- Нужно ли вам подтверждать свою квалификацию?
- Да, конечно, регулярно подтверждаем свою классность. Раньше это проходили на занятиях в депо, а сейчас дистанционно.
- Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?
- Мы ежегодно проходим медицинскую комиссию, поэтому посоветовал бы данную профессию выбирать ребятам, которые ведут здоровый образ жизни. К тому же это очень серьёзная профессия, в ней нужно быть ответственным максимально.
- Приносит ли ваша профессия хороший доход?
- Доход неплохой, грех жаловаться. Чем больше смен, тем больше зарплата.
- Как вы считаете, будет ли ваша профессия существовать в будущем?
- Будет, конечно. А иначе никак – альтернативы этому нет.
- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
- Жена работает библиотекарем в школе. У нас двое детей – сыну 15 лет, дочери -14. Помимо учёбы и работы у каждого есть своё увлечение. Сын активно и успешно занимается дзюдо, футболом, дочь – рукоделием. Жена увлекается цветами – комнатными и садовыми. Я с удовольствием мастерю, благоустраиваю дом или двор. Свободное время любим с семьёй проводить вместе.
- Довольны ли Вы своим выбором профессии?
- Да, я очень доволен своим выбором и благодарен за это родителям. Железнодорожник – почётная и важная профессия.
P.S. После беседы с Шамилем Хасановичем мне захотелось повидаться со старшими МАКАЕВЫМИ. Созвонились, договорились о встрече. За калиткой, во дворе я увидела царство цветов и красоты. Такая обстановка сразу вызвала ощущение теплоты и уюта в этом доме, настроила на встречу с трудолюбивыми людьми. Мы долго беседовали. Нина Николаевна и Хасан Махмудович с теплотой рассказывали о своих сыновьях, как они гордятся ими и их семьями. На первый взгляд - обыкновенные люди… Но именно из таких, с малолетства приученных к физическому труду, уважительному отношению к старшим, доброте и душевному теплу, и создаются достойные семьи, на них и держится Россия.
От всей души поздравляю с Днём железнодорожника всех членов большой и дружной семьи МАКАЕВЫХ!
МАКАЕВЫ (слева направо) - Булат, Хасан Махмудович, Султан, Шамиль
(Этот материал был опубликован в газ. «Муезерсклес» от 4 августа 2022 г.)