Найти тему

Сембен Усман «Почтовый перевод»

Сембен Усман родился 1 января 1923 года в Зигиншоре, Сенегал. Считается одним из важнейших африканских писателей и «отцом африканского кинематографа».

Cюжет повести «Почтовый перевод» выстроен наподобие кафкианского лабиринта, из которого никак не может выбраться главный герой Ибраима Дьенг. Он уже год как сидит без работы, уволенный за участие в забастовке, и каждый день его семья едва сводит концы с концами, влезая в огромные долги. Но однажды счастье в лице почтальона Ба стучится в их дверь: Ибраима получает письмо от своего племянника, проживающего в Париже, и денежный перевод на приличную сумму. Казалось бы, вот оно, решение всех проблем: наконец-то, можно будет расплатиться со всеми долгами, помочь друзьям и соседям, и самим пожить в свое удовольствие. Дело за малым – пойти на почту и получить деньги.

Но вот именно здесь и начинается хождение Ибраимы по замкнутому кругу. Ведь, чтобы получить денежный перевод, нужно удостоверение личности, которого у героя нет. Удостоверение, в свою очередь, можно получить, имея при себе метрику о рождении, марку и три фотографии – всего этого у Ибраимы тоже нет. Пытаясь решить все эти навалившиеся на него проблемы, он все больше запутывается и понимает, что в этой стране получить какую-либо справку или документ можно лишь за деньги и связи. Ни тем, ни другим Ибраима не обладает. Он не знает, как вести себя с чиновниками, он боится спорить с ними, и в тоже время не хочет терять чувство собственного достоинства и унизительно выпрашивать помощи. Ибраима слишком доверчив и наивен, он уверен, что истинные мусульмане не смеют обманывать друг друга. Но в мире, где всем правят деньги, где каждый думает о своем благополучии, заветы Аллаха – лишь красивые слова, которыми прикрываются те, что под покровом ночи несут в дом мешки с рисом, чтобы не увидели соседи и не пришли просить.

Слух о том, что Ибраима получил большие деньги, мгновенно разносится по деревне, и десятки страждущих выстраиваются возле его дома с протянутой рукой, надеясь урвать себе кусок богатства, разглагольствуя о том, что нужно помогать ближним, должна быть взаимовыручка, сегодня ты дал, завтра – тебе дадут. И любые объяснения того, что деньги еще не получены, воспринимаются как отговорки и нежелание делиться. Семья Ибраимы становится мишенью для враждебных нападок, злословия и проклятий. В итоге Ибраима остается без денег и без веры в людей, окончательно убедившись в том, что в этой стране «сейчас легче вору живется, чем честному человеку».

Елена Лаврентьева