Он объединяет тихую казачью станицу и шумный вокзал, живописные уголки природы и индустриальные пейзажи, а исторических событий, произошедших здесь, хватило бы на пару городов.
Официальное основание Железнодорожный район получил в 1937 году по очевидным причинам: здесь расположен не только вокзал, но и другие крупные узлы магистрали, такие, как станция Заречная, обслуживающая порт и элеватор.
Но сам район на пару веков древнее. В 1747 году на правом берегу Дона была основана казачья станица Гниловская, в ХХ веке включенная в состав Железнодорожного района. О станице и сейчас напоминает знак на въезде в Ростов-на-Дону перед Западным мостом.
Позже центр района сместился к вокзалу, и железная дорога поставила жизнь территории на новые рельсы. Именно с этой страницей связана главная визитная карточка района — памятник Стачке 1902 года. На склоне, где сейчас стоит мемориал, век назад прошли многочисленные митинги рабочих Главных мастерских Владикавказской железной дороги. Стачку подавили, во время столкновений с властями были погибшие.
История вокруг
Мемориалы фактически являются границами района. Он растянулся по берегу Дона до самой Кумженской рощи и знаменитого памятника на месте ожесточённых боев. Северная граница — мемориал на Змиёвской балке. А на юге район перешагивает через Дон и «уходит» далеко на левый берег — столь обширной территории за рекой у других районов нет.
Город-сад
Ещё одна фишка Железнодорожного района — зелень. И дело не только в частном секторе с плодовыми деревьями, который преобладает на его территории. Здесь расположены и Кумженская роща, и ботанический сад.
Нельзя не отметить и родники района, которые становятся центром притяжения для православных на Крещение. Гремучий источник носит статус памятника культуры, а источник Серафима Саровского в Ботаническом саду был освящен Архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном.
Немало на территории района и парков - имени Анатолия Собино, Пионерский, Дружинников. В общем, мест для прогулок, активного отдыха и рыбалки здесь предостаточно.
Тем новосёлам, которые не могут жить без спорта, можно предложить стадион «Локомотив», где тренировалась сборная команда Бразилии по футболу во время ЧМ-2018. Добавьте к этому ещё близость к центру Ростова - и получите самый удобный район для жизни.
Эх, дороги...
Площадь района составляет 69 кв. км — больше только в Советском районе. А вот жителей здесь не так уж и много — около 106 тыс. человек. Меньше лишь в центральных районах Ростова-на-Дону. Поэтому пробок здесь практически нет, хотя, конечно, утром на проспекте Стачки придется постоять, ведь по этой дороге едут практически все жители Западного.
Но в целом состояние дорог в районе оставляют желать лучшего. Тут ещё очень много грунтовок — такова обратная сторона частного сектора. И судя по тому, с какой скоростью город избавляется от грунтовых дорог, надежд на быстрое исправление ситуации мало.
Среди других проблем, которые упоминают местные жители — нехватка общественного транспорта и отсутствие продуманной логистики маршрутов. К этому списку люди добавляют и недостаточную обеспеченность крупными торговыми центрами. Фактически на весь район есть лишь ТРК «Сокол» с кинотеатром, другие комплексы — это уже Советский район.