Рассказываем об истории легендарной "Лебедянки" — паровоза серии Л
Паровоз "Лебедянка" — один из тех локомотивов, что водят ретропоезд "Рускеальский экспресс". Помимо этого, "Лебедянки" снимаются в кино, стоят как памятники на вокзалах, а самый первый Л-0001 находится в Музее истории железнодорожного транспорта.
Появление легенды
Разработали этот паровоз в самом конце Второй Мировой войны сотрудники Коломенского завода и ВНИИЖТ. Первоначально локомотив обозначали литерой П — "Победа". Буква Л в названии появилась лишь в 1947 году — в честь главного конструктора Л. С. Лебедянского, при этом уже выпущенные локомотивы тоже переименовали.
Массовый выпуск
"Лебедянка" считается одним из лучших советских паровозов. Выпустили таких локомотивов довольно много: за 10 лет, с 1945-го по 1955-й, их построили больше четырёх тысяч. Его можно было использовать по всему Советскому Союзу, на всей железнодорожной сети страны. Именно такую задачу ставили перед конструкторами, и за её выполнение команду наградили Сталинской премией.
История и современность
Благодаря массовому выпуску, увидеть сегодня "Лебедянку" — не проблема. Они украшают многие российские привокзальные площади и депо: в Бийске, Томске, Котласе, Рыбинске, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле… Есть паровозы, установленные в других странах СНГ и ближнего зарубежья. Такие локомотивы часто мелькают в кино, кадры с ними есть в фильмах "Большие перегоны", "Дети Арбата", "12 стульев" и т. д. А некоторые "Лебедянки" до сих пор работают по своему прямому назначению. Например, несколько локомотивов водят "Рускеальский экспресс" в Карелии, другие работают на КБЖД и в других уголках России.
Самый первый паровоз серии, которому сегодня вернули обозначение П-0001, находится в музее истории железнодорожной техники Московской железной дороги. Есть собственные "Лебедянки" в хабаровском Музее Амурского моста, Самарском железнодорожном музее, музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, Центре сохранения исторического наследия Калининградской железной дороги и других.