Найти тему

Рецензия: Ольга Балла о сборнике рассказов Ларисы Кеффель-Наумовой «Мозаика»

Тексты хорошо сделаны технически: своей (суховатой, поджарой) точностью, собранностью, – на стилистическом уровне ничего лишнего. Язык, я бы сказала, минималистичный, не настаивающий на своей самоценности, он скорее указывает, чем описывает, – но это полноценная языковая стратегия (отдельный вопрос, что иногда попадаются совершенно стереотипные формулировки, попросту говоря, штампы: «Вечерело. С реки повеяло прохладой»).

Внутритекстовое время у автора получается делать плотным и динамичным, – когда сосредоточиваешься на действии, а не поддаёшься соблазну пересказать всю жизнь героя от её истоков. Поскольку Лариса хорошо чувствует язык и умеет экономно и точно им распоряжаться, я не сомневаюсь в том, что она научится выстраивать текст и на других уровнях, тем более что многое уже получается.

Например, в рассказе «Подарок». Хорошо написанная история, выразительная, с живыми героями, с узнаваемыми деталями времени, со своей атмосферой (вот как хорошо получается, когда автор показывает действие с диалогами, с индивидуальными голосами, а не пересказываете биографии в целом).

Читать

Автор статьи: Ольга Балла – зав. отделом критики журнала «Знамя», зав. отделом философии и культурологии журнала «Знание-Сила»; ведущая авторских рубрик «Скоропись» в журнале «Знамя», «Библионавтика» в журнале «Дружба народов», «Дикое чтение» на портале «Лиterraтура», «Дикоросль» на портале «Семь искусств», книжной полосы в газете «Еврейская панорама».