СТРОИМ СОКРАЩЕННЫЙ СЮЖЕТ
Продолжаю рассказ о том, как подготовить к публикации фрагмент из крупного прозаического произведения. Итак, второй путь, по которому может пойти автор, — составление нового текста из сюжетных ходов (отрывков) романа. Задача весьма сложная, ведь автору предстоит подбирать эти отрывки и кропотливо складывать предложение за предложением, абзац за абзацем. В результате должна быть выстроена вполне завершенная единая фабула, то есть читатель должен увидеть какой-то финал, и пусть это будет не финал не всего романа, но сюжетной ветки или даже её части.
Как работать над такой трансформацией крупной прозы?
Предварительно обозначу две установки для автора на время работы. Первая: он должен постоянно ставить себя на место читателя, который ничего не знает о том большом произведении. Именно с этой позиции необходимо оценивать свой текст, который будет складываться. Вторая: советую автору в качестве ориентира использовать произведение малого жанра с линейным сюжетом. Это может быть, например, рассказ, сказка.
Что такое линейный сюжет? Самый простой сюжет, при котором события выстроены в хронологическом порядке: произошло одно (завязка), эта ситуация получила развитие до пика кульминации и после этого оно получило развязку (читатель узнал, чем разрешилось то произошедшее в завязке). Понимание этого (возможно, даже чувствование!) поможет не утонуть в материале романа.
Далее намечу примерные этапы работы.
Для начала наметьте в романе сюжетные линии, которые получают развитие и развязку. Одну из них или несколько можно использовать как основу для нового текста. А теперь задумайтесь о том, кто будет читать ваш текст. Чего хочет ваш читатель? Увлекательное чтение с напряженным сюжетом? А может, психологическую коллизию об отношениях? Что-то иное?.. Выберите ту сюжетную линию, которая, по вашему мнению, будет более интересна читателю. Сразу же наметьте в большом романе финал нового текста. Он может не совпадать с финалом всего большого произведения. Ради этой сюжетной развязки читатель прочтёт ваш новый текст. Определите отправную точку намеченной сюжетной линии, она станет завязкой будущего нового текста. Совсем не обязательно, что она будет на первых страницах романа или в начальных главах.
Затем оцените, насколько важны для вашего нового замысла все события романа, которые приведут читателя от точки А (завязки) через кульминацию в точку Б (к развязке). Часть из них будут знаковыми для развития сюжета, а часть – лишь подводка к ним. Вот эти подводки можно удалять или сокращать, оставляя, так сказать, «мостики» между отрывками из романа.
Выстройте события (отрывки из текста) между завязкой и развязкой. Каждое событие в развитии сюжета должно приближать финал – ничего лишнего.
Надеюсь, вы справились.
Понимаю, как тяжело автору, что называется, резать по живому, кромсать собственный текст. Утешу: сокращенный вариант – это вполне самостоятельно произведение, пусть и созданное на основе другого текста. А это означает, что при возможности издадите его целиком. Однако укороченный вариант – шанс получить публикацию в журнале или сборнике и выйти к читателю.