Иран и Россия сильно сблизились в последние два года на фоне санкционного давления на оба государства. Смотреть на отношениях между странами можно под разными углами, но самая интересная сфера — это сотрудничество и соперничество в нефтегазовой отрасли. Эдуард Фраер вник в тему и рассказал вам.
Вездесущий Китай
Страны, которые оказались под санкциями западных держав, образуют отдельный рынок углеводородов. Россия до 2022 года поддерживала отношения с основными поставщиками (Ираном и Венесуэлой) в этом секторе, а потом и сама стала его частью. Государств, готовых покупать сырье с повышенным риском, не так много. Принимающими сторонами являются прежде всего Индия и Китай — им нужно много нефти и газа, поэтому они всегда ищут способ сэкономить на закупках.
2023 год стал битвой за китайский рынок между Россией и Ираном. В марте прошлого года «Российская газета» выпустила материал под заголовком «Чем опасна конкуренция между российской и иранской нефтью». В тот момент эксперты заметили начала роста поставок иранской нефти в поднебесную. В торговых отношениях с Китаем не имеет значение слово «дружба» - важнее всего скидка, которую предоставляют поставщики.
«Выбор в пользу иранской нефти обусловлен ее низкой ценой. По данным Kpler, скидка на нее по контрактам с поставкой в мае доходит до 12 долларов к цене одного барреля североморского сорта Brent, стоящего сейчас около 85,7 доллара. Скидка на российские сорта меньше, на нефть Urals - до 10 долларов, а на ESPO - до 6 долларов от Brent», - сообщала РГ.
В 2022 году в среднем российские отгрузки в Китай составили более 1,3 миллиона баррелей в сутки. Полноценных данных за 2023 год пока нет, но профильные СМИ сообщают о росте поставок на 22% за 11 месяцев, а в денежном выражении — на 1%. Иран, в свою очередь, в прошлом году вышел на рекордные показатели в 1,53 миллиона баррелей в сутки, и с августа начал вытеснять Россию с рынка. Если бы не действия Ирана, то рост поставок из РФ оказался бы выше. Продержалась страна на этих показателях до конца октября, а потом началось постепенное снижение поставок. В начале 2024 года у Ирана и Китая начались проблемы из-за цены сырья.
«Иран повысил цены на нефть для Китая — Пекин экономил значительные суммы, скупая топливо у подсанкционных поставщиков и добиваясь больших скидок. Источники Reuters считают, что Тегеран решил догнать в цене сибирскую марку ESPO. Это мешает торговле двух стран, на поставки от Тегерана приходится около 10% нефтепотребления Пекина», - сообщает РБК.
Санкции привели к тому, что Россия и Иран борются за один из немногих больших рынков. Китай в этой ситуации продолжает диктовать свои правила игры. Если его перестанет устраивать стоимость нефти, то он всегда может выйти на общие торги и докупить нужный объем сырья. У его партнеров нет такой привилегии, поэтому их ставят перед выбором: продавайте дешевле или оставляйте нефть себе.
Аналогичная ситуация сложилась с Индией, но пока только у одного из двух героев материала. Российские власти старались снижать скидку на свои углеводороды, что к концу 2023 года привело к проблемам. Дружественное государство в декабре резко сократило закупку отечественной нефти и стало смотреть в сторону Саудовской Аравии. Индийские чиновники напрямую сослались на непривлекательные скидки со стороны РФ.
- В целом, Россия и Иран — это, конечно, конкуренты на рынке нефти. К тому же обе страны продают черное золото в КНР со скидками. Но это пока приводит к тому, что с китайского рынка отступают другие игроки. Та же Саудовская Аравия, к примеру. Впрочем, она параллельно увеличивает долю на европейском рынке. Поэтому конкуренция ИРИ и РФ есть, но она не драматичная. Более того, рост добычи у Тегерана хоть и наблюдается, но полностью отменять санкции против него США не намерены. У ИРИ пока нет возможностей существенно нарастить объем добычи в кратчайшие сроки. Нет того объема инвестиций и нет уверенности, что санкции не введут вновь. В определенном смысле Тегеран своих максимумов уже почти достиг, - рассказывал летом эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
К чему приводит конкуренция с Ираном и снижение поставок в Индию? Россия продает меньше нефти, а значит бюджет получает меньше валюты. Во второй половине года казна добывала нужное количество нефтяных рублей, но в декабре ситуация изменилась. В последнем месяце года доходы от продажи углеводородов оказались на 199,9 миллиардов рублей ниже плана, поэтому Минфин РФ со следующей недели будет продавать валюту впервые с августа.
Общие планы
Конкуренция — это только часть картины, хоть и самая заметная. Осенью 2022 года стороны заключили сделки в сфере нефтегаза на сумму более 40 миллиардов долларов. Россия разрабатывает месторождения в Иране, а также идет речь о строительстве газопровода. В 2023 году начались разговор о своповых поставках российского сырья через иранскую территорию.
«Может быть несколько вариантов, но нас интересуют только два. Первый - мы поставляем определенный объем сырья или топлива по оговоренной цене в Иран для третьей страны, а он отгружает третьей стране свою нефть или газ. Иранская цена поставки может отличаться от нашей, но объемы должны быть соответствующими. Второй вариант - Россия и Иран заменяют друг друга как поставщики нефти для разных стран. Мы поставляем покупателю Ирана, а Иран - нашему. В обоих случаях такие поставки позволяют снизить логистические расходы или вовсе обойти инфраструктурные ограничения.
Ранее вице премьер Александр Новак сообщал, что на первом этапе речь идет о ежегодном объеме своповых поставок - 5 млн тонн российской нефти и 10 млрд кубометров газа. Назвать это «огромными объемами» язык не поворачивается. Это чуть меньше 2% от нашего экспорта нефти в 2022 году и 5% от поставок природного газа за границу в 2021 году», - объясняла «Российская газета».
Есть и другие совместные проекты у стран.
«Безусловно, Иран и РФ в «одной лодке» из-за санкций со стороны США. Москве есть, чему поучиться у Тегерана в плане обхода рестрикций. Страны сотрудничают в рамках работы ОПЕК+ даже несмотря на то, что на ИРИ квоты картеля не распространяются. Мы сейчас сотрудничаем в плане организации доставки нефти, результат этого — так называемый теневой флот, который обслуживает иранскую, венесуэльскую и теперь российскую нефтянки. Страны теперь совместно развивают логистику таких поставок, что делает подобные грузы не чем-то криминальным и маргинальным, а вполне себе частью мировой экономики», - рассказывал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Отношения России и Ирана мало отличаются от любых других связей с дружественными странами. Российские власти сами признают, что на их рынках нас никто не ждет и лишний конкурент государствам не нужен. В тему Ирана и того, как устроена жизнь в этой стране, советую прочитать другой материал нашего проекта: «Читая “Лолиту” в Тегеране», или Страх повторить путь Ирана».
Приглашаю вас присоединиться к моему телеграм-каналу, чтобы не пропускать интересные материалы, а также вы можете поддержать проект донатом или подпиской на Boosty!