Любите ли вы место своего рождения так, как любит его каждый турок? Независимо от места жительства родина для них – всегда предмет беззаветной любви и гордости. Гордость эта зачастую основана на каких-то исторических или культурных особенностях места. А если их нет, то всегда можно придумать. Было бы желание!
Турецкий Чаршамба в центральном Причерноморье сумел создать необычный символ, который прославил город на всю страну и далеко за её пределами.
Понедельник в среде
Правды ради, Чаршамба был просто названием аэропорта Самсуна, куда я прилетела из Измира в начале декабря по причине зуда в неусидчивой душе.
Неожиданно влюбивший в себя Самсун вдохновил меня на дальнейшее знакомство с Караденизом, турецким Черноморьем, которое дотоле было небрежно нацарапано где-то на обратной стороне моего списка must-see.
Сверившись с картой, я купила билет на автобус до Орду, столицы соседней провинции (66-й по счёту для меня из 81-й). Пока ехала, поглядывала на портящуюся за окном погоду и в навигатор.
Когда второй снова подсунул мне название Çarşamba/Чаршамба как одну из остановок по ходу следования, я решила погуглить, что это за выскочка, осмелившийся снова заявить о себе.
Гугл был немногословен и в ответ на запрос показал мне скульптуру великанских башмаков, увенчанных такой же циклопической кепкой-аэродромом.
Однааако! Конструкция выглядела столь занятно, что я невольно спешилась в Чаршамба уже через 10 минут.
Водитель хотел было прокомментировать своё недоумение, но лишь смерил меня взглядом и махнул рукой: не зря ведь в слове yabancı (иностранец) есть корень yaban (дикий). Что с таких возьмёшь?
Помимо желания ознакомиться с туфлешапочным символом городка, меня забавляла мысль, что "в понедельник я была в среде"))
**На календаре был первый день недели, а "чаршамба" означает на турецком третий день недели.
Двое с кепкой
Неподалеку виднелся мост с массивными воротами-арками, один вид которых даже издалека давал понять, что конструкция непростая, тянет на градообразующую. Так оно и оказалось.
Исторический мост через реку Ешилырмак (одну из двух крупнейших в Турции), построенный в 1930 году взамен старого деревянного, является эмблемой муниципалитета Чаршамба. Раньше 270-метровый мост использовался для транспортных средств, но с 2007 года открыт только для пешеходов.
Судя по качеству облицовки с оттенком рукожопости, арки с часами были построены относительно недавно. Когда секреты строительства на века уже были утрачены.
Я не успела изобразить фейспалм по этому поводу, так как передо мной, как лист перед травой, вдруг встала искомая скульптура туфлей с кепкой.
Нужно отдать должное местному муниципалитету: как минимум, такой памятник – не банальный, его не забудешь и не перепутаешь с другим. Не было туристической аттракции? Получите!
Яичные тапочки
Так, а чей туфля? (с))
Оказывается, это не просто местный стиль, а символ района Чаршамба.
Особенность обуви, известной как "яичный каблук"/yumurta topuk, заключается в том, что она сделана из цельного куска кожи (это классика, но возможны вариации), имеет высокий каблук, удлинённый носок и изготавливается только вручную.
Я никогда не видела яиц, хотя бы отдаленно напоминающих такой каблук, но поэтичным туркам виднее: они, к примеру, считают ласковым назвать кого-то kuzu/ягнёнок, т.е.ребёнок барана, а Eşek gözlü/Ослиные глаза – общепринятый комплимент человеку с красивыми выразительными глазами))
Производство "яичного каблука" началось в 1900-х годах и получило широкое распространение в 1930-х. В 1950-х годах туфли на каблуке высотой 3.5 см стали известны как Çarşamba ayakkabı/ Çarşamba kundurası. А пик популярности яичного каблука пришёлся на 80-е. К яичному каблуку проявляли большой интерес даже знаменитости.
Поскольку такой каблук выше, чем у других мужских туфель, эту обувь особенно предпочитают невысокие мужчины.
Наиболее предпочтительным материалом для изготовлении "яичнокаблучной" обуви является коровья и козья кожа: в течение шести месяцев её вымачивают в солёной воде, а затем сушат и дубят.
Туфли Чаршамба также традиционно носят как тапочки, при необходимости наступая на задник: тот изготовлен из мягкой кожи. Отсюда ещё одно название обуви – Çarşamba basığı (basık – плоский/сплющенный).
Яичный каблук плохо сочетается с джинсами. Эти туфли идеально дополняют узкие брюки, жилетка, белая рубашка, белые носки, часы на цепочке, восьмиугольная кепка и чётки. Такая одежда сразу выдаёт в человеке стилягу из Чаршамба.
Под влиянием глобализации и индустриализации культурные ценности постепенно утрачивают своё значение, но мастера-обувщики Чаршамба пока держатся на плаву: заказами их обеспечивают живущие в иноземщине турки, ратующие за связь поколений, и все любители удобной обуви.
Восьмиугольный аэродром
Кепка тоже закомуристая, полна смыслов!
Çarşamba Kasketi/8 Köşeli Kasket (восьмиугольная кепка Чаршамба) является фольклорной ценностью и символом района благодаря уникальному дизайну.
Турки считают, что взрослый человек должен обладать 8 характеристиками. Это нашло отражение в дизайне "средовой" кепки, каждый угол которой имеет особое значение и отождествляется с 8 добродетелями. Среди них смелость, честность, доблесть/честь, трудолюбие, смирение, гостеприимство, щедрость и патриотизм. Имеющий эти качества человек считается благочестивым и полезным для своей семьи и страны.
Кепки Чаршамба можно изготовить из любого типа ткани, но предпочтительным является твид с рисунком "ёлочка" из-за плотности и мягкости его текстуры и внешнего вида.
С некоторых пор восьмиугольные кепки Чаршамба шьют с прозрачным нейлоновым кармашком внутри, в который можно поместить чью-то фотографию или небольшое удостоверение личности владельца кепки.
Похожие кепки есть в разных регионах Турции, но чаршамбинцы уверены, что их восьмиугольная кепка отличается от аналогичных технологией производства (шьётся только вручную), сглаженными углами и общим внешним видом.
разоЧаршамбание
Мысленно примерив на себя туфли на яичном каблуке и восьмиугольную кепку, я решила прогуляться в них немного по городу. Чтобы лучше почувствовать его дух, историю. Та, к слову, гласит, что названием Çarşamba/Среда город обязан базару/Çarşamba Pazarı, который устраивали в четвёртый** день недели. О его существовании известно с 14 века, когда город назывался Арым.
Чаршамба появился на карте в 1928 году, когда новая Турецкая республика реформировала всё, до чего могла дотянуться, – от алфавита и фамилий до календаря, одежды, прав женщин и многого другого.
**По мусульманскому календарю пятница – шестой день недели, а отсчёт недели идёт с воскресенья. Çarşamba/çahar-şanbe дословно означает "чертвёртый день недели". С переходом на европейский Международный стандарт, где календарная неделя стартует в понедельник, четверг получил повышение и стал средой.
Итак, в воображаемых чаршамбинских л̶а̶б̶у̶т̶е̶н̶а̶х̶ туфлях и почти в образе Мимино я прошкандыбала по мосту на другой берег реки. А тааам...! Меня ждало полное разоЧаршамбание.
Словно после двукратного визита Ататюрка в Чаршамба, в 1924 и 1930 годах, запала горожан хватило лет на 30-40, пока были живы те, кто видел Ататюрка лично. И с тех пор всё только латают и подпирают то, что построено раньше.
Или же не латают вовсе. К примеру, bedesten/крытый базар 1826 года постройки весьма тянет на статус исторического памятника. Но равнодушие чиновников тянет его на дно Леты: настолько в плачевном состоянии он пребывает.
С таким отношением у бедестена есть только один шанс стать памятником – если он обрушится однажды и погребёт под собой кого-то. Недайбох, конечно, но едва ли стоит рассчитывать только на милость всевышнего. Он же не зря снабдил человека мозгами.
Культур-мультур йок
Здание беледийе (муниципалитета) выглядит как место заточения оптимизма и светлого будущего.
Нет, чиновники пытаются осваивать бюджет: вдоль набережной есть прогулочные и велодорожки, и кормушки для животных замечены, зоны отдыха, и туристическую аттракцию вон изобразили, но общее впечатление от города унылое. Beznadega точка tr. Трындец и точка.
И дело не в декабрьской мерзопогоде (к слову, на следующий день в Орду я промокла до нитки за 5 часов, замёрзла, как почтальон Печкин, но уезжала из города, как довольнющий Шарик, как если бы ему подарили фоторужьё последней модели)).
В Чаршамба есть только то, что удовлетворяет базовые потребности (все связаны с шоппингом или едой как отдыхом). А где культур-мультур всякий? Пусть провинциальное, любительское, но искреннее, помогающее духовно развиваться и улучшающее качество серого вещества в краниуме под восьмиугольной кепкой.
Хотя, возможно, это не всем нужно. От ума одно горе. Главное, что в Чаршамба есть яичный каблук, чтобы пройти всю жизнь, и есть кепка, чтобы пройти жизнь красиво и достойно. Что ещё нужно для простого человеческого счастья?
*****
Говорят, лучший день недели – среда. Он равноудалён от надежд и от разочарований. Так вот это про турецкий Чаршамба))
Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию образовательно-развлекательного позитива!