Сюжет романа "Волшебная гора" великого немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии, философа и мыслителя Томаса Манна предельно прост, некоторые литературные критики утверждают, что его вообще нет. Действительно в начале романа главный герой молодой немецкий бюргер (каста купцов и торговцев) Ганс Касторп приезжает в высокогорный туберкулёзный санаторий в швейцарских Альпах, чтобы проведать своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, который серьёзно болен, и находится в этом санатории уже более полугода. Далее на протяжении всего романа описывается общение Ганса Касторпа с постояльцами этого санатория. Здесь он находит своих учителей и наставников; здесь он встречает свою любовь, которую "знал" ещё с детства; здесь он чуть не погибнет в снежную бурю; здесь он встретит смерть храброго солдата, который по выражению директора санатория доктора Беренса "дезертировал" на равнину; здесь он станет свидетелем дуэли, развернувшейся между двумя его наставниками; здесь он бросит вызов санаторным порядкам и поднимет бунт против сокрытия смерти. На мой взгляд, отношение Ганса Касторпа к умирающим больным, его отчаянная попытка отвлечь их от мрачных мыслей, его попытка узнать и услышать этих людей в последние часы их жизни - это и есть главный смысл этого романа. Хотя конечно многие со мной не согласятся, и скажут, что главный смысл романа в спорах Нафты и Сеттембрини. Что ж, литература - это не математика. Тут нет одного правильного ответа.
А теперь я прошу людей, которые не читали этот роман, но планируют это сделать, и не важно в какой форме, в бумажной, электронной или аудиокнигу, остановиться на этом месте и продолжить чтение этой статьи только после прочтения самого романа, ибо дальше мы будем обсуждать такие подробности, которые могут сделать чтение самого романа слишком предсказуемым. Итак я вас предупредил, а мы идём дальше.
Для начала давайте ответим на вопрос, который может возникнуть у многих читателей в связи с названием этой статьи: причём тут Советский Союз? Всё дело в образе Нафты. Во многих рецензиях, разборах, толкованиях, Нафту называют прообразом нацистов. Но если мы внимательно вслушаемся в слова Нафты, мы отчётливо услышим слова пролетариат и марксизм. У Нафты нет никаких фашистских наклонностей, конечно он и не чистый марксист, ибо не порвал с религией, не стал атеистом. На мой взгляд, Томас Манн специально намешал и в Нафте, и в Сеттембрини, столько философских учений, чтобы наглядно показать всю бессмысленность подобных политических споров. И всё-таки в Сеттембрини больше всего проявляется либерал, а в Нафте - радикал-революционер левого толка. И вот сцена, когда Нафта вызывает Сеттембрини на дуэль, а потом сам стреляет себе в голову, разве это не прообраз Советского Союза, который бросил вызов либеральной системе, а потом сам выстрелил себе в голову в 1991 году? В романе нет (и не могло быть) прямого упоминания ни Советского Союза, ни нацистской Германии, ибо действие в романе заканчивается 1914 годом, когда началась Первая мировая война. Но сам роман был дописан в 1922 году, когда Советская Россия была уже реальностью, поэтому вероятность того, что Томас Манн подразумевал под образом Нафты именно коммуниста, а не нациста, гораздо выше. Тем более, давайте не забывать, что Нафта был евреем, что не очень вяжется с образом фашиста, и уж тем более нациста.
Итак с этим вопросом покончено, хотя если читатель со мной не согласен, прошу высказывать своё мнение в комментариях, естественно в корректной форме. Теперь пойдём дальше. Мингер Пеперкорн. Для меня, честно говоря, осталось загадкой, зачем вообще Томас Манн ввёл этого персонажа. Грубый, неотёсанный, постоянно пьющий денежный "магнит", который стал "папиком" для мадам Шоша, и это при живом-то муже, который всё ещё несёт бремя службы на Северном Кавказе. К тому же введя Пеперкорна, Томас Манн одним росчерком пера уничтожает роман Ганса Касторпа и мадам Шоша, а ведь возвращения мадам Шоша ждал не только Ганс Касторп , но и читатель.
Объяснение такого развития сюжета может быть только одно: Томасс Манн не любит своего главного героя. Это абсолютно непреложный факт, на котором я вынужден настаивать. В начале романа Томас Манн говорит о Гансе Касторпе, что он и не положительный, и не отрицательный герой, а так, что-то среднее. Далее он пишет, что Ганса нельзя назвать образованным, однако он и не дурачок. То есть абсолютно средний, ничем не запоминающийся, молодой человек, который чуть не остался на второй год в школе, ленивый, не трудоспособный. Так это только начало романа. А что мы видим в конце? Автор оставляет своего главного героя прямо на фронтах Первой мировой войны, даже не заботясь о его дальнейшей судьбе, даже не думая, что читатель может переживать за судьбу новобранца Касторпа, который сам того не желая, пошёл по стопам своего кузена Цимсена. Такое бывает. Автор не обязан любить своего героя.
Если говорить о персонаже, который понравился мне больше всего, то это безусловно Иоахим Цимсен. Сцена, когда он возвращается в санаторий и постепенно умирает, вызывает у меня бурю эмоций, обычно я её перечитываю один, чтобы никого не было рядом, иначе могут неправильно понять. Конечно его решение "дезертировать" на равнину... это был его выбор. Кто знает, как бы всё обернулось, если бы он остался. А как он встречал смерть? Смело и храбро глядя ей в глаза! И ни о чём не сожалел! Почему он не подошёл и не заговорил с Марусей раньше, когда в этом ещё мог быть какой-то смысл? Учитывая его состояние здоровья, учитывая её состояние здоровья, он считал, что это будет абсолютно безответственно. Такой он был человек! И всё-таки жаль, что он не подошёл к ней раньше, искренне жаль...
Из остальных персонажей можно выделить Сеттембрини, который убеждает Ганса Касторпа, что молодой человек не должен ставить на себе крест, до конца жизни заточая себя в этой высокогорной лечебнице. Этот посыл Сеттембрини нравится мне гораздо больше, чем его философские измышления или споры с Нафтой. Он безусловно умён, высокообразован, но слишком кичится своей начитанностью и образованностью.
Что касается мадам Шоша, то на мой взгляд, это абсолютно пустой бессодержательный образ. И дело даже не в её аморальном поведении. Сам факт того, что ей мог понравится такой персонаж как Пеперкорн, полностью раскрывает её личность. Материальное первично, эмоциональное и чувственное вторично.
И наконец директор санатория гофрат Беренс. Он строг, и даже жесток к морибундусам (умирающим пациентам). Сцена, где он кричит и затыкает маленькую умирающую девочку, вызвала шок не только у Ганса Касторпа, но я думаю, у 90% читателей. При этом он художественная натура, в прямом смысле этого слова, он пишет картины. Гансу правда понравилась только одна, понятно какая. Беренс потерял жену от той же болезни, от которой он сейчас лечит постояльцев санатория. Потеря жены сделала его чёрствым, и абсолютно безразличным к судьбе пациентов. То, что сейчас называется модным словом эмпатия (сопереживание) у Беренса абсолютно отсутствует. При этом он профессионал в своём деле, порядочный и ответственный. В целом персонаж положительный и сильных негативных эмоций не вызывает.
Вот пожалуй и всё! Что касается самого романа, то местами он читается очень легко, прямо взахлёб, а местами это нудная тягомотина, которую нужно просто пробегать глазами, убедившись что вы не пропустили ничего важного, и идти дальше. Я понимаю, что это дилетантская инструкция, но если вы не будете её соблюдать, велика вероятность, что в какой-то момент вы сдадитесь и перестанете читать роман. А этого бы очень не хотелось. Что ж, это пожалуй всё, что я хотел сказать об этом романе. Буду рад почитать ваши комментарии, и с удовольствием поучаствую в дискуссии.