Сегодня мы начинаем знакомить вас с книгами межиздательских серий «Моя война» и «На войне как на войне». Это – мемуары участников Великой Отечественной, защищавших Родину на фронтах и в тылу – писателей, артистов, врачей, ученых. В сериях выходят сокращенные версии дневников, интервью и воспоминаний участников войны, издававшихся ранее, но сокращения касаются лишь довоенного и послевоенного периодов.
Серии «Моя война» и «На войне как на войне» предлагают читателю широкий охват человеческих судеб, значительно расширяя наше представление о том, как великое лихолетье калечило, но и закаляло человека, как делало его гражданином и героем, даже если сам он на передовой не воевал. Война в тылу была не менее тяжка, а порой и не менее страшна.
Именно такова впервые опубликованная еще в 1970 г. книга ленинградского судового врача, хирурга Федора Грачева, всю блокаду проработавшего в одном из госпиталей, с первых дней его организации в сентябре 1941 года до Победы. Эти мемуары написаны очень хорошим журналистским языком, легко читаются и не содержат ни грана выдумки, даже имена сотрудников госпиталя и раненых бойцов даны подлинные. Так что все, что рассказал в своей книге Федор Федорович Грачев, правда. Та, которую он видел своими глазами. О другой правде и другими глазами рассказывали многие – известные и неизвестные блокадники – в чудом сохранившихся после смерти авторов от голода дневниках; в стихах и особенно мучительно в прозе - великая Ольга Берггольц; в документальной «Блокадной книге» - Алесь Адамович и Даниил Гранин.
О лучших книгах, посвященных ленинградскому подвигу, мы уже рассказывали и еще расскажем, поскольку эти правдивые истории жизни, подвига и гибели необходимы каждому, «в ком совесть жива» (как пелось в советской песне). Да, и читать об этом и рассказывать мучительно, ибо, как в этой книге, выживание многомиллионного города зимой сорок первого – сорок второго находилось за гранью того, что может выдержать человек.
При этом воспоминания Федора Грачева удивительно мужественны и оптимистичны, поскольку рассказывает о яростном и, несмотря ни на что, радостном подвиге труда. Отчасти она близка к роману Юрия Германа «Дорогой мой человек» - второму, военному, тому знаменитой трилогии. А еще ближе – к повести Веры Пановой «Спутники». Даже в самом построении: от первых дней создания госпиталя – через порой неимоверные трудности, преодолеваемые его коллективом, – до повседневного подвига врачей, медсестер, санитарок, шоферов и, наконец, самих раненых, во тьме, голоде и холоде продолжающих ежедневную, каждый – свою и все - общую войну с врагом и смертью.
Вот представьте: нечего, совсем нечего есть – продовольственные склады разбомблены в первые дни войны, город в кольце блокады; нечего пить – водопровод не работает, и воду нужно ведрами добывать из прорубей в реке, а потом, на четвереньках поднявшись по обледенелой набережной, километры тащить на санках; нет тепла, батареи перемерзли и полопались; нет света, а раненых нужно срочно оперировать; катастрофически не хватает перевязочных материалов, а воины нуждаются в ежедневных перевязках… И это далеко не все трудности, которые пришлось решать руководству и персоналу госпиталя.
А ведь у каждого из сотрудников были еще и свои утраты и трагедии: умирали близкие, погибали на фронте мужья и сыновья…
Как они вынесли все это, советские люди, - уму непостижимо.
О том, как именно это было, как спасали эти едва держащиеся на ногах люди сотни и тысячи жизней, и рассказывает книга Федора Грачева «Военный госпиталь...», почти совершенно лишенная патетики и публицистических инвектив, простая, мужественная, героическая – под стать городу-герою, совершившему небывалый, самый жертвенный в истории человечества, воистину невероятный подвиг, длиною – только вдумайтесь! - в 900 дней и ночей.
© Виктор Распопин
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.